50 участников акции #STOP_E40 сплавились по беларусской Амазонке

Screenshot_1

2 и 3 июня на Полесье прошла акция #STOP_E40 в защиту реки Припять, приуроченная ко Всемирному дню окружающей среды. Организаторы — общественная организация «Багна» и Гомельское отделение общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны» — пригласили к участию активистов, туристов, местных жителей и байдарочников Беларуси.  

Сплав был на 28 км: 9 километров по узенькой Птичи, затем по просторной Припяти. Река десятки метров в ширину, по берегам величественно стоят дубы и ивы, повсюду слышно разноголосое пение птиц.

экологический сплав по Припяти
Мероприятие собрало 50 участников, некоторые из них были второй раз, ведь акция становится ежегодной: первый раз она прошла в 2017 году под слоганом «Припять, дай пять!».

Организаторы с помощью акции  хотят привлечь внимание к проблемам рек Беларуси. Особенно к разрушительной идее превратить Припять в канал, обустроив водный путь Е40, по которому будут возить нефтепродукты и удобрения.

А ещё организаторы хотели обратить внимание на такие важные и актуальные проблемы как загрязнение рек микропластиком и стоками с животноводческих ферм и сельскохозяйственных полей.

Том Аллан, журналист (Великобритания)

Я приехал сюда, чтобы изучить проект E40 и написать об этом. Я впервые в Беларуси и поражаюсь количеству птиц — нигде в Европе не видел столько. Хотя местные говорят, что сейчас их не так уж и много. А здесь так много нетронутой природы.

По-моему, Припять может посоревноваться со многими европейскими реками: она сохранила свой первозданный вид, её течение не было изменено ради движения кораблей. Если проект E40 будет реализован, это повлияет на ландшафт.

В Великобритании нет таких крупных и диких рек, как Припять. Они все уже подвержены вмешательству человека.

Сплав по Птичи и Припяти против водного пути е40

Оля Каскевич, председатель ОО «Багна»

Припять — одна большая экосистема. Это регион низинных болот, заросших озёр.  Если канализировать и дамбировать реку, то мозаика будет нарушена. Ещё Припять — это огромный миграционный коридор для птиц. Видовой состав рыб тоже может измениться, если что-то произойдет с морфологией и химическим составом реки. Лесные экосистемы здесь тоже особенные: есть множество уникальных пойменных дубрав и растений.

Проект E40 тянется с 2013 года. В 2017 году мы запустили национальную общественную кампанию #stop_e40. Представители государственных организаций сказали, что сейчас недостаточно информации для принятия окончательного решения. Но мы узнали, что создатели проекта продолжают активно искать финансирование. 

Например, различным банкам этот проект преподносят как перспективный и инвестиционный. Поэтому мы до сих пор обеспокоены ситуацией и начинаем выходить на международный уровень: работаем с европейскими медиа и продвигаем эту тему в информационное пространство Евросоюза, потому что там об этом никто не говорит. Мы связывались с Европарламентом и с правительствами трех стран — Беларуси, Польши, Украины — и отправляли им экспертные оценки и общественные мнения.

В Польше аналогичные проекты — E30 и E70. Это речные каналы, которые находятся на стадии строительства и наносят существенный вред природе.

Сплав на байдарках против разрушения рек

Костя Чикалов, заместитель председателя ОО «Багна»
Мы проводим эту акцию уже второй год подряд и собираемся для того, чтобы показать всю красоту и ценность Припяти. Очень важно самим ощутить и увидеть природу. Наверно, только через личный контакт приходит понимание необходимости сохранения этого региона. Если проект водного пути E40 будет реализован в том масштабе, в котором его сейчас озвучивают (с установкой шлюзов и дамб), то это сильно повлияет на гидрологию всей местности.

Если говорить о ценности Полесья, то тут находятся природоохранные территории: например, национальный парк «Припятский». Этот регион — это банк редких видов птиц и растений. Среди исчезающих видов птиц, на которых также будет оказано воздействие, — вертлявая камышевка, подорлик малый, дупель. Здесь сконцентрированы уникальные биотопы, в том числе пойменные дубравы, которые мало где сохранились. Масштабное вмешательство в природное состояние Припяти окажет большое негативное воздействие. Это одна из немногих рек, которая сохранились в естественном природном состоянии.

Сейчас в этом регионе есть и экологические маршруты, и маршруты для сплавов, и исторические места — например, Давид-Городок, Туров и находящиеся рядом с ним археологические раскопки. В национальном парке «Припятский» можно увидеть гигантские дубы и сосны-великаны — это очень впечатляет. Тех, кто не особо разбирается в орнитологии, всё равно удивят чёрные аисты, которых тут тоже немало. На берегах Припяти гнездятся ласточки-береговушки. Кто-то приезжает сюда, чтобы посмотреть на птиц, а кто-то — чтобы полюбоваться пейзажами.

У Припяти много притоков, поэтому любители походов каждый раз могут выбирать себе новые маршруты, которые будут чем-то отличаться. В этот раз мы часть пути проплыли по Птичи, и этот приток, например, не такой «интимный», как Случь, но здесь скрыто множество интересных мест, а заплывая в старое русло можно ощутить себя где-то совсем не в беларусском пейзаже.

Такие сплавы — это не только акция против E40 или других экологических проблем, но и возможность открыть что-то новое для себя. К слову, здесь есть агроусадьбы, которые предоставляют в аренду байдарки и организовывают аналогичные сплавы. Так что городские жители и иностранцы запросто могут приехать на Полесье и сплавиться по реке, для этого необязательно собирать большую группу людей. Экологический туризм уже развит, но у него есть большой потенциал.

Роман Хлебин, гомельское региональное отделение АПБ
У меня накопился довольно большой опыт путешествий, в том числе и водных — я сплавлялся по многим рекам Беларуси, по Уралу, Кавказу. Все они очень разные и по-своему уникальные.

Припять очень своеобразная, с интересными пейзажами и огромной поймой. Тут можно плыть на одном уровне и не пересекаться за счет того, что здесь много ответвлений и притоков. Можно даже плыть 28 километров как бы по Припяти, но не заходя в саму Припять. Это такая полесская Амазонка.

Мы видели много куликов, куликов-сорок, веретенников, чёрных аистов. Для многих частей Беларуси эти виды считаются диковинками. И это при том, что мы плыли не по самому «птичьему» месту на Припяти, а по типичному кусочку реки. Гораздо скучнее будет плыть, если со всех сторон будут дамбы и теплоходы.

Нет смысла уничтожать эту красоту. Тем более, что в Беларуси не научились пользоваться туристическим потенциалом: у туркомпаний и Министерства туризма всё ещё есть стереотипы по поводу того, каким должен быть туризм. И в них не вписывается экологический туризм — не охотничий и рыболовный, а именно экологический. Если построить путь E40, то эти возможности закроются. А открывшиеся возможности по судоходству вряд ли смогут окупиться финансово и компенсировать потерю природных богатств.

 

Источник

Похожие записи

Верх