Активизм в Лицее БГУ: чем он отличается от обычной школы?

Ксеня с обрезкой

 Героиней интервью стала учащаяся гуманитарного профиля Лицея БГУ Ксения Лещинская. Она ответила на вопросы про обучение, поступление и активизм. 

Можешь поделиться, как готовилась к поступлению в Лицей? 

 Ходила на курсы «Вечерний Лицей» в девятом классе и много готовилась сама, используя учебник и разные пособия. Это не очень сложно, если приложить достаточно времени, сил, подготовки.

Затем мы обсудили обучение в Лицее БГУ. Начали с беседы насчет базовых и профильных классов. Напомню: в Лицее БГУ 11 разных профилей!

Ты бы хотела, чтобы в Лицее были базовые классы?

Нет. Это не про Лицей. Базовый профиль отменил бы систему обучение по модулям.  Лицеисты были бы безумно перегружены. И вообще: ребята с базового класса — это ученики, которые знают все или не знают ничего? Склоняюсь ко второму варианту. В Лицее идет отбор: туда попадают люди, которые знают, чего хотят, и умеют учиться.

Расскажи про то, что проходит в Лицее по субботам.

Суббота — это день, когда хочется быть в Лицее. Туда можно приходить на факультативы и занятия, игры в «Что? Где? Когда?», клубы дебатов, репетиции. Если не хочешь быть дома, то идешь туда: всегда найдешь, чем заняться. Причем приходишь, когда хочешь и на что хочешь: тебя никто не заставляет. Суббота — твой свободный день, значит, нужно идти в Лицей!

Можешь рассказать про требования к дресс-коду и поведению в Лицее?

В Лицее особого стиля в одежде нет, единственное, чтобы не приходили в каких-нибудь пляжных шортах, но такого нормальные люди не делают. Для ребят есть возможность самовыразиться в одежде. Это нравится и экспрессивным людям, и интровертам. Причем в Лицее все разные, это круто! Тебе никогда никто не скажет ничего по поводу внешнего вида: учителя либо промолчат, либо сделают комплимент. И преподаватели тоже носят, что хотят.

Расскажи про учителей. Как лицеисты к ним относятся?

Конечно, везде есть человеческий фактор. Но в основном все относятся к друг другу уважительно и с пониманием. Учителей и учеников связывает невероятная любовь к Лицею.

А что по поводу любимчиков или тех, кому специально занижают оценки?

В Лицее через одного учителя проходит намного больше учеников. И не в этом даже дело! Учеников тоже воспринимают как взрослых людей, поэтому такого почти нет. Конечно, если сам испортишь отношения с преподавателем, то это только твои отношения с ним, но в любом случае тебе никто ничего не занизит. Педагоги понимают учеников и входят в положение. Есть те, кто считает Лицей местом, где можно с минимальными вложениями подготовиться к ЦТ, однако систематически не делают задания, но там уже другой разговор.

Ты сказала про подготовку к экзаменам. Расскажи, платные ли факультативы? И вообще, за что надо платить?

Все мероприятия и дополнительные занятия бесплатные.

Слойку в столовой бесплатно никто не даст, но там ешь что хочешь и когда хочешь. Тех, кто живет в общежитии, кормят 4 раза бесплатно. Еда в столовой очень вкусная!

А как обстоит дело с психологической помощью?

В десятом классе ЧЗС не физкультура, а работа с психологами, которые проводят игры/тренинги на тимбилдинг, — это одна пара в две недели. Психологов много, но все невероятные. Они проводят занятия и оказывают реальную помощь. 

Что тебе дал Лицей? Больше, чем прежние школы/гимназии?

Он мне за неполный год дал больше, чем три мои предыдущие школы за 9 лет! Это невероятно! Будет очень тяжело оттуда уходить, потому что в Лицее в первый раз случилось, что люблю свое дело, люблю свое окружение. В первый раз показала себя на сцене, научилась знакомиться с людьми впервые… Раньше я была закрытой, фраза «ты не интроверт и не мизантроп, тебе просто некуда и не с кем идти» — это мое прошлое. 

Нужно искать в Лицее то, что нравится, и не боятся пробовать. Сколько раз я слышала «я не пошла туда, потому что боялась», «у меня есть идея, но я боюсь ее реализовывать, потому что я боюсь мнения других». Это неправильно.

Потом мы начали говорить про активное участие в мероприятиях и клубах Лицея.

А с чего начался твой лицейский активизм?

Начала с разных клубов, потом начала писать научную работу по эко-социологии, которая была связана с моей темой на TED. Потом пошла на кастинг в пьесу «Каласы пад сярпом тваім» и его не прошла, хотя в итоге была фотографом на спектакле. 

Мне очень хотелось побывать на Лицейской сцене, поэтому решила пойти на кастинг на конферанс, который тоже не прошла. И не верила, что могу попасть в финал Мисс Лицей. Но попробовала — и все получилось! 

И потом все так закрутилось. Прошла на международную олимпиаду по философии, на республиканскую олимпиаду по обществоведению, заняла первый диплом на научно-практической конференции. И еще мы с командой гуманитариев сделали проект на Summa Cum Laude о психологическом просвещении «Head In». У нас все уже готово, скоро он будет запущен в Лицее.

 Вообще, я много чего попробовала, но все-таки пришла к выводу, что больше нравится развивать свое. Честно, год назад я бы никогда не поверила, что такое произойдет со мной.

Какое мероприятия больше всего запомнилось?

Самое крутое — Мисс Лицей. Это скажут все 13 девочек, те, кто готовил или просто смотрел. Мисс Лицей — это не звание, это не титул. Тебе помогают открыться, быть собой. Приходишь на репетицию — и забываешь обо всем. Помню, как радовалась за подруг, которые стали мисс и вице-мисс. То, что было за кулисами, было непередаваемо. Все нас поддерживали, даже ведущие успевали нам помогать. И те девочки, которые нас готовили, вложили кусочек себя. Мы плакали, смеялись, испытывали невероятные эмоции. Мне одноклассница после творческого номера принесла букет тюльпанов.

Но, к сожалению, Мисс Лицей только один раз и это дано не каждому, ведь там участвуют всего лишь 13 девочек со всего Лицея: остальные не проходят отбор.

А еще что запомнилось?

«Кифареды» — это ребята, которые устраивают чтения стихов не очень известных авторов и рассказывают биографии. Там особенная атмосфера. Ну еще Лицейский TED, где ученики говорят о том, что им интересно. На самом деле я еще не обо всем рассказала: активизм в Лицее БГУ отличается от возможностей другой школы.  

Классно! А ты состоишь только в лицейских клубах или ищешь что-то за пределами учебного заведения?

Сотрудничаю с институтом философии национальной академии наук. Туда попала после олимпиады: предложил научный руководитель. Мы решили организовать в Беларуси философское кафе — это что-то между семинаром и кофе-брейком. Первое такое кафе в Беларуси под моим руководством появится 5-6 сентября. И еще выступлю на конференции «Молодежь в науке».

А в гимназии, где училась раньше, ты тоже была активной?

Да, была от БРСМ. И на чтениях была, и на сцене… Но это абсолютно другое. Там не было возможности самовыражаться, там просто говорили, что делать, и не было выбора. В Лицее есть.

Как ты все успеваешь и совмещаешь с учебой?

Если хочешь, то будешь совмещать. Это просто расстановка приоритетов. Я понимаю, от чего отказываюсь и ради чего, но всегда могу найти время на то, что мне важно. А учеба только помогает. Благодаря ей переключаюсь. Чем больше делаю, тем меньше отвлекаюсь на дурные мысли.

Как отреагировали родители и друзья на твой активизм?

Они говорили: «Вау, молодец. Как ты успеваешь?» Им нравится то, что я делаю. А друзья уже привыкли. Меня часто спрашивают: «А ты там участвуешь?» Я отвечаю: «Ну да». И обычно слышу: «Ясно, можно было и не спрашивать». 

Хотела бы проводить с друзьями больше времени?

Мои проекты не подразумевают то, что всегда отказываюсь от чего-то. Да, бывает. Но если хочу сходить с друзьями в кафе, я иду, но в то же время делаю задания в транспорте и распределяю время.

Правда, что в Лицее, если придумаешь идею, тебе дадут все, чтобы ее воплотить?

Да, еще и чая нальют! У меня такое было. Директор Лицея спросил, хочу ли я поехать на олимпиаду в Лиссабон. Я согласилась. Он ответил: «Ну хорошо, билеты оплатим». Если хочешь что-то провести, организовать, то тебе дадут все необходимое и предоставят помещение.

Ты так хорошо говоришь о Лицее. Хотела бы что-нибудь поменять?

Нет. Там круто. К олимпиадам готовят, но всегда оставляют во всем выбор за тобой, максимум направляют куда-то. Учителя отлично знают свой предмет. Одноклассники очень умные и целеустремленные. Все вокруг создают крутую атмосферу. 

Что бы ты посоветовала тем ребятам, которые хотят быть активными?

Не бояться, пробовать, верить в себя, никогда не сдаваться и делать то, что нравится.

                                 Дарья Дубинина

Интервью в рамках проекта «Мониторинг и оценка школьного образования Беларуси» при поддержке  EaP Civil Society Facility и Eap Fellowship 2020

Похожие записи

Верх