Как застройщики Минска могут спасти город от превращения в бетонные джунгли

1

Если понаблюдать за минскими новостройками, иногда можно прийти к мысли, что город постепенно превращается в бетонные джунгли. Создается впечатление, что дворы некоторых жилых комплексов (в том числе элитных) созданы не для людей, а для автомобилей. Но некоторые застройщики идут по иному пути.

Проезжая по улицам любимого города, вы можете заметить: зеленые лужайки, которые еще недавно радовали глаз и грели душу, уже закатаны в асфальт, а на их месте началось строительство очередного бетонного или панельного монстра. Среди этой серой массы выделяется только реклама застройщика, в которой предлагается приобрести квартиру и парковочное место.

2

Почему город зарастает бетонными джунглями? За ответами на этот и другие вопросы мы обратились к директору ООО «ТЕНКинвест» Александру Жуковскому.

— Почему застройщики, имея возможность возводить практически любое жилье, возводят скучные однотипными панельками?

— Все зависит от мотивов застройщика. От того, что именно компания ставит в приоритет для конкретного проекта, да и в целом, от стратегии организации. Для фирмы важны финансовые риски, прибыльность и сроки – насколько быстро можно реализовать проект. Кто-то пытается по максимуму оптимизировать расходы, экономит на материалах.

— Как определить застройщика, для которого самое главное – получить максимальную прибыль?

— Давайте представим себе условного «застройщика-жадину». Первое, что он сделает – это попробует достигнуть предельной плотности застройки земельного участка. Работники проектных организаций с рьяным усердием попытаются эффективно использовать каждый квадратный метр земли.

Второе, на что нацелен такой «жадина» – построить максимальное количество квартир, ведь от этого зависит прибыль. Иногда используют меньшую площадь земли. Речь идет о коэффициенте интенсивности застройки земельного участка. Некоторые компании строят максимальное допустимое количество квартир на минимально возможном участке. Это позволяет «сэкономить» часть территории и отдать ее для дорог, парковок, мест сбора мусора и прочей законодательно необходимой инфраструктурой, которая регламентируется рядом нормативно-технических документов.

6

Поясню еще такой момент. Вышесказанное действует только для тех застройщиков, которые работают в рамках действующего законодательства. Нередко можно увидеть, что в Минске возводят жилые комплексы, для которых построена в лучшем случае половина необходимых парковочных мест, а то и меньше. Это отдельная история.

Потом специалист по генеральному плану из проектной организации аккуратно и робко напоминает заказчику о паре «пустяков» – детских площадках, пешеходных связях, зонах отдыха. А поскольку та же детская площадка является обязательным атрибутом и без нее застройщик не получит положительного заключения экспертизы от проектной организации, он начинает изыскивать свободный кусочек земельного участка для размещения детской зоны отдыха. Часто – по принципу «где-нибудь», «что-нибудь», но обязательно не дорого.

Вот практически и готова картина появления нового бетонно-асфальтного строения, которое в последствии будут называть современным жилым комплексом. И уверяю вас, данный подход используют застройщики всех форм собственности, включая государственных.

3

— Все больше людей покупают себе автомобили. Почему застройщики не могут предусмотреть для них нормальную широкую парковку, тот же подземный паркинг?

— Подземный паркинг, равно как и многоуровневый, никогда не окупается и является убыточным для застройщика. Поэтому цель «жадного застройщика» – разместить максимально возможное количество парковок «на земле», то есть сделать их плоскостными. Помимо самих машиномест не забываем про дорожное сообщение шириной пять-шесть метров, разворотные площадки. Если разместить необходимое количество машиномест не получается ввиду нехватки земельного участка, тогда появляются урезанные подземные паркинги либо надземные самой простой конструкции на недостающее количество парковок.

— Почему ваша компания пошла по другому пути? Неужели вы не заинтересованы в деньгах?

— Если бы наша организация застраивала земельный участок, скажем, в Варшаве либо в ином чужом городе, мы бы поступали точно так же и даже жестче. Проект был бы чисто коммерческим по принципу «строить дешево и много»: построили, раскрутили, продали, заработали и ушли. Но мы в ответе за принимаемые решения, от которых зависит облик родного города, в котором будут жить наши дети и внуки.

4

— Давайте не будем кривить душой. Неужели вы работаете без прибыли?

— Безусловно, стремимся использовать потенциал земельного участка в части допустимой плотности застройки. Мы не адепты Греты Тумберг, ведь нам необходимо окупить не только себестоимость задуманного строительства. Несем колоссальные расходы: на аукцион, на отселение людей и снос существующих усадебных построек, инженерную инфраструктуру, усредненный снос (безвозмездную передачу части квартир городу). Платим налоги по земельному участку. Все это миллионы долларов.

Наш подход к планированию и проектированию однозначно иной. На первых совещаниях молодым талантливым архитекторам и дизайнерам ставили задачу: создать современный, комфортный, «зеленый» жилой комплекс, пока без оглядки на стереотипы и правила. У наших дизайнеров есть свобода действий, они опираются на мировой опыт, актуальные тенденции, а также потребности будущих жителей. Ключевые термины проектируемого жилого комплекса – создание уютной, комфортной и безопасной инфраструктуры. Мы ставим в приоритет планирование детских площадок, прогулочных аллей, спортивных и воркаут площадок, озеленённых зон отдыха. Причем, над одним проектом у нас порой работают до четырех проектных и дизайнерских организаций. И это помимо штатного архитектора. Внимание деталям проекта колоссальное, мы знаем, что мелочей не бывает.

— Как вы решили вопрос с парковками?

— Чтобы оставить территорию максимально озеленённой, парковочные места решили обеспечить в многоуровневом паркинге. Плоскостных парковок рядом с домами практически нет.  И опять же, ключевое для проектируемого паркинга – нетиповой, современный, безопасный. В качестве примера взяли проект-аналог паркинга в Санта-Монике Civic Center Parking Garage, который вошел в топ-10 необычайных паркингов мира. Проект адаптирован для нашего законодательства и доработан новыми идеями. А значит, сделаем его лучше, ярче и комфортней. Мы сами бросаем себе вызов, так  интереснее работать.

Призываем всех застройщиков работать, как мы. Это позволит спасти наш город от «бетона». Организация один раз экономит на стройке, в результате Минск превращается в джунгли, которые задыхаются от типовых многоэтажек-муравейников.

5

— Как на работе вашей компании отражается ситуация с коронавирусом? Не приостанавливаете строительство?

— Мы работали, работаем и работать будем. Профилактические меры приняты, ни о каком карантине и приостановке речи не идет, все молодые, здоровые и веселые. Если кто-то захворает – отправим лечиться, медицина ему в помощь, ну а у нас свои задачи и темпы строительства. А в целом-то, по домам не рассадить, от тоски завоем. Так что даже если примут решение, чего не предвидится, мы тайком по ночам будем строить (Улыбается.)

 

На фото Жилой комплекс «4 сезона»

Похожие записи

Верх