Артур Мотин: «Оказываем посильную помощь в решении социальных проблем общества»

Артур Мотин

Артур Мотин, директор по персоналу IBA Group

В чем заключается ответственность предпринимателей перед обществом?

Американский математик Джон Форбс Нэш, лауреат Нобелевской премии по экономике, доказал, что результат любого дела будет оптимальным, если каждый член группы сделает его как можно лучше не только для себя, но и для других.

Ответственность предпринимателей перед обществом заключается не только в стремлении к разумному компромиссу в получении прибыли и интересами своего персонала, но и общества в целом, а также в осознанном желании отказаться от деятельности, которая может нанести урон интересам общества.

 

 

Можно ли говорить, что в Беларуси большинство крупных компаний понимают, что такое КСО (корпоративная социальная ответственность), и работают исходя из этого?

 

В мире крупных корпораций и малого бизнеса понимание того, что быть социально ответственными жизненно необходимо, пришло в середине XX века. В советском обществе термин «благотворительность» считался пережитком буржуазии, а про «корпоративную социальную ответственность» никто даже и не слышал. Однако многие предприятия курировали деятельность школ, детских садов, поликлиник и больниц, оказывая своим подшефным организациям существенную как материальную, так и нематериальную помощь.

 

Создавать бизнес в 90-е, опираясь на принципы КСО, было отнюдь не просто. При этом, тем не менее, некоторые компании достигли значительных успехов в этом направлении еще в те далекие годы, тогда как к другим понимание важности социальной ответственности перед обществом и в целях укрепления собственной репутации приходило постепенно.

 

Сложно корректно оценить ситуацию в других компаниях, но могу точно сказать, что IBA Group успешно реализует принципы КСО в своей деятельности.

 

Как у директора по персоналу IBA, в моем распоряжении сегодня имеется мощный инструментарий по привлечению, мотивации, развитию и удержанию персонала. В любом рабочем процессе — планировании численности, подборе персонала, планированию фонда оплаты труда — мы опираемся не только на планы компании, но и учитываем интересы наших сотрудников (я бы отметил даже, что в первую очередь мы руководствуемся именно интересами сотрудников), а также оказываем посильную помощь в решении социальных проблем общества. IBA Group предоставляет расширенный социальный пакет для сотрудников и их семей, а также для вышедших на пенсию работников, участвует в социально значимых проектах, осуществляет различного рода спонсорскую деятельность (особенно в работе с вузами и другими учреждениями образования) и благотворительность.

 

Как сотрудник компании, я по-настоящему лоялен интересам IBA Group, потому что, помимо интересной, с достойным вознаграждением работы, которую мне предоставляет IBA, я нисколько не сомневаюсь: при возникновении сложной жизненной ситуации меня и мою семью не оставят без поддержки.

 

 

Есть мнение, что на этапе start-up, когда предприниматель только начинает дело, его команда полна энтузиазма, дополнительные стимулы, вроде идеи ответственного бизнеса/благотворительности, не актуальны. Есть более важная задача – заработать денег, закрепиться на рынке. С Вашей точки зрения, когда, на каком этапе развития перед компанией встает вопрос социальной ответственности?

 Надеюсь, что со мной согласятся многие: данные вещи должны быть учтены еще на этапе бизнес-планирования. Социальная ответственность или ее принципы должны описываться в «видении», «миссии» и «целях» компании. Сложно «вдруг» и «внезапно» стать социально ответственной компанией.

 

Руководителю любого start-up важно, чтобы его команда была его продолжением, так как от этого зависит успех всего дела. Тут мне хочется напомнить о роли руководителя, которую часто упускают из вида либо не придают большого значения – вести за собой! Если в бюджете не заложены средства на КСО, руководитель может личным примером формировать культуру социальной ответственности. У многих есть примеры, когда в start-up закладывается только получение максимальной выгоды. Такого рода «однобокость» не может говорить об успешном бизнесе, действительно ориентированном на благо.

 

История IBA Group началась в 1993 году. Уже в 1994 году у нас начали организовывать летний отдых для детей наших сотрудников. Затем были внесены и реализованы предложения об организации спортивных программ для наших работников. В 1998 году мы начали оказывать всестороннюю поддержку при подготовке команд БГУ к участию в командных чемпионатах мира по программированию.

 

В 2009 году IBA Group была награждена золотой медалью и дипломом победителя профессионального конкурса «Брэнд года» в почетной номинации «Социально ответственный брэнд» в категории «Лучший работодатель».

 

В 2011 году IBA Group получила Почетную награду ИСФМ – Института Сертифицированных Финансовых Менеджеров (The Institute of Certified Financial Managers) в номинации «Лучший работодатель года – The Best Employer of the Year».

 

В настоящее время в нашей компании, смело могу сказать об этом, один из самых достойных среди существующих у белорусских предприятий социальных пакетов.

 

Многие скажут, что предприятия в отрасли информационных технологий могут себе это позволить. Но и в других отраслях я видел компании, которые успешно реализуют миссию, суть которой можно обозначить следующими словами — «…развивая общество, достигаем максимальной прибыли».

 

 

Что означает для вашей компании быть социально ответственной?

 

Быть социально ответственной компанией (во всяком случае, для нас) – это, прежде всего, проявлять заботу о своих сотрудниках. Это не просто дань моде, а продуманная и последовательно выполняемая политика IBA. Мы обеспечиваем достойную зарплату и комфортные условия труда работникам, организовываем различные корпоративные — развлекательные, спортивные и познавательные — мероприятия, выплачиваем денежные вознаграждения к праздникам, предоставляем выгодные займы, выдаем дополнительное пособие сотрудницам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, оказываем материальную помощь семьям, воспитывающим детей-инвалидов.

В Учебном центре IBA в текущем году прошло бесплатное обучение по курсу «Системное администрирование» людей с ограниченными физическими возможностями.

 

У нас есть подшефные организации, которым мы помогаем на постоянной основе: ГУО «Социально-педагогический центр Советского района г. Минска» и ГУО «Центр внешкольной работы «Светоч» Советского района г. Минска». Воспитанников социально-педагогического центра IBA Group традиционно, в сентябре, приглашает на праздник, посвященный дню знаний «Всё на ОТЛИЧНО с IBA!», в Белорусский государственный цирк на новогоднее представление, а также организовывает для них праздник ко Всемирному дню защиты детей.

 

В адрес IBA Group часто поступают обращения с просьбами о помощи от людей, нуждающихся в ней. К сожалению, всем помочь мы не в силах. Однако IBA Group традиционно не отказывает в помощи учреждениям образования, музеям, военным частям, которые нуждаются в оснащении компьютерной техникой.

 

 

Расскажите о программе КСО в вашей компании

 

Целью программы КСО в IBA Group является привлечение высококвалифицированных кадров, создание резерва молодых специалистов, поддержание добрых отношений с местными сообществами и вклад в защиту окружающей среды. Программа включает разделы, посвященные поддержке сотрудников компании, связям с университетами, помощи общественным организациям и незащищенным слоям населения, охране окружающей среды.

 

В 2011 году IBA Group стала финалистом конкурса «2011 European Outsourcing Association Awards» в категории «Award for Corporate Social Responsibility» (Награда за корпоративную социальную ответственность) Европейской ассоциации аутсорсинга, федерального органа, созданного по инициативе Британской национальной ассоциации аутсорсинга (National Outsourcing Association – NOA) в июне 2004 с целью объединения национальных аутсорсинговых ассоциаций всей Европы.

 

 

Насколько активно сотрудники вашей компании участвуют в реализации благотворительных и социальных проектов?

 В отделении управления персоналом IBA есть специалисты, которые занимаются вопросами, связанными с социальной ответственностью, и курируют благотворительную деятельность организации. Есть и волонтеры, которые проявляют личную инициативу и занимаются такой деятельностью. Например, Екатерина Голубева, системный аналитик отделения разработки приложений IBA IT Park, одного из центра разработок IBA Group, выступает посредником между сотрудниками нашей компании и клубом «5000», целью которого является помощь детям с онкологическими заболеваниями. Ольга Никонова, инженер-программист Департамента по развитию бизнеса IBA Minsk, еще одного центра разработок IBA Group, участвует в деятельности поисково-спасательного отряда «Ангел». Она администрирует деятельность отряда в социальных сетях и участвует в поиске людей. В октябре прошлого года Ольга получила благодарность от Управления угрозыска.

 

Анастасия Копыток, инженер-программист отделения разработки прикладного ПО IBA IT Park, стала вдохновителем благотворительного мероприятия для воспитанников «Социально-педагогического центра Советского района г. Минска». В канун Нового года Анастасия, ее коллеги и друзья устроили настоящий праздник для детей: организовали сладкий стол, подготовили небольшие подарки, провели конкурсы и игры.

 

 

Как, по Вашему мнению, будет в дальнейшем развиваться КСО/благотворительность в Беларуси?

Я считаю, что благосостояние общества растет, и появляется осознанное понимание необходимости развития КСО, расширяются и возможности для ее реализации. Если этот тренд станет устойчивым и бизнес продолжит свое развитие, а участие в социальных и благотворительных проектах будет поощряться государством, то социальная ответственность компаний перед сотрудниками и обществом в целом станет нормой нашей жизни. Уже сегодня воспитание детей-инвалидов и устройство на работу людей с ограниченными возможностями – вопросы, которые требуют безотлагательного решения.

 

Ухудшение экологической ситуации ведет к появлению экологических проблем, поэтому социальные проекты, направленные на их решения, становятся еще более актуальными.

 

 

Какие новые задачи ставит перед собой компания?

 Будущее белорусских центров разработки IBA Group видится в дальнейшем формировании благоприятного имиджа успешных, динамично развивающихся и высокотехнологичных компаний, сумевших объединить лучших IT-специалистов современной Беларуси. Мы продолжим активную работу по обеспечению растущих потребностей и запросов как белорусских, так и зарубежных заказчиков.

 

IBA Group планирует активное участие в маркетинговых мероприятиях: конференциях, выставках, семинарах, международных конкурсах и рейтингах, способствующих повышению узнаваемости нашего бренда на мировом ИТ-рынке и дальнейшему укреплению имиджа и повышению деловой репутации, а также продолжит работу в ИТ-ассоциациях и профессиональных сообществах.

 

 

Как вы считаете, почему тема КСО/благотворительности активно обсуждается в последнее время? Действительно ли она востребована бизнесом или, скорее, дань моде?

 Полагаю, эти темы в последнее время активно обсуждаются потому, что белорусский бизнес достиг определенной стадии зрелости. У предприятий появились реальные возможности для реализации социальных и благотворительных проектов. И это замечательно и очень важно для дальнейшего развития, поскольку инвесторам, особенно западным, кроме финансовых гарантий, необходимо видеть общую картину зрелости процессов и уровень развития предприятия во всех аспектах.

 

 

Есть компании, для которых социальные проекты стали частью PR-политики. Другие предпочитают их не афишировать. Как Вы считаете, нужно рассказывать о социальных и благотворительных проектах?

 На постсоветском пространстве о своих добрых делах, в основном, говорить было не принято, соблюдая принцип – пусть нас «похвалят» другие. На Западе давно существует практика публикации социальных и благотворительных отчетов. И я считаю: совершенно корректно не только участвовать в социальных и благотворительных проектах, но и рассказывать об этом. Это нужно для формирования примеров и традиций, для понимания, что существует круг единомышленников, для создания своего рода пула информации для нуждающихся, чтобы стало более понятным, куда можно «стучаться», если требуется помощь. Ну и, конечно же, не последнюю роль здесь играет формирование благоприятной репутации и восприятия компании со стороны государственных структур, партнеров по бизнесу, клиентов, потребителей услуг и так далее. Где бы мы ни работали, чем бы ни занимались и какую должность ни занимали, все мы, прежде всего, люди, и понимание действительно ответственной позиции предприятия перед обществом в целом, а иными словами, перед каждым из нас, играет положительную роль в нашем отношении к этому предприятию.

 

 

Каковы должны быть основные мотивы бизнеса в построении социальной стратегии и как продвинуть эту тему в обществе?

 

Мотивом бизнеса в построении социальной стратегии выступают репутация и прибыль в долгосрочной перспективе, так как отношение к продукту или услуге, как я уже отметил, определяется не только его качеством и ценой, но и репутацией компании. С моей точки зрения, осознание ответственности предприятия перед обществом, прежде всего, его менеджментом является лучшей основой для построения социальной стратегии.

 

 

Беседовал

Василий Ядченко

 

Похожие записи

*

Верх