Есть ли будущее у корпоративной социальной ответственности в Беларуси?..

2

На этот и другие вопросы с различной степенью успешности в последнее время пытаются отвечать представители бизнеса, органов власти, общественности и журналисты.

Недавно в стране прошло два значимых мероприятия, напрямую относящихся к теме корпоративной социальной ответственности.

Познавательная дискуссия развернулась на круглом столе «Формирование национальной модели КСО в контексте трёхстороннего партнерства». Прежде всего, познавательной она стала для самих спикеров, поскольку оказалось, что даже у столь осведомлённых лиц нет единого мнения на предмет, что же входит в корпоративную социальную ответственность (КСО). Предметом разбирательства, кроме прочего, стала благотворительность. Её сначала попытались оставить за скобками, выделив в отдельное направление, которым бизнес может заниматься наряду с КСО. Однако после непродолжительного обсуждения решили, что благотворительность – это часть КСО.

Формат круглого стола предполагает дискуссии, споры, совместное решение проблем. Если бы не одно «но». Участники, по сути, спорили о том, что известно, на что не нужно было тратить времени. Ведь Всемирный совет предпринимателей* уже давно прямо указал корпоративную благотворительность и волонтерство в числе обязательств и мероприятий КСО, «выходящих за пределы, установленных законодательством».

 

hand writing corporate social responsibility ( CSR )

 

 

Государство, бизнес, КСО

 

Особой темой стала роль государства в КСО. Участники отмечали отсутствие конкретики по отношению к социально ответственному бизнесу. Говорилось, что в отдельных областях практики КСО поддерживаются посредством предоставления налоговых льгот и преференций, с другой, данные стимулы носят временный и экспериментальный характер.

Получается, что бизнес хочет льгот и преференций за свою социальную ответственность? Однако во всем мире бизнес уже давно понимает: КСО – это инвестиции в собственную прибыль. Если текущая прибыль в результате реализации соответствующих проектов и сократиться, то в долгосрочной перспективе их результатом станет ее рост. Социальные и благотворительные мероприятия бизнеса неизбежно приводят к благоприятному социальному окружению, росту «эффекта публичности».

КСО-программы бизнеса уже давно перестали рассматриваться в качестве неэффективных затрат. Конечно, с оговоркой, что компании строят свою деятельность «на века», а владельцы бизнеса не относятся к нему как «временщики».

Ещё в 2011 году, выступая с ежегодным Посланием белорусскому народу и Национальному собранию Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко отметил, что частная собственность и социально ответственный бизнес призваны стать весомой, равноправной составляющей белорусской экономики, работающей на общее благо. Динамичное развитие страны предполагает не только соответствующие экономические свободы, но и социальную ответственность бизнеса. «Давая зелёную улицу развитию предпринимательства, не могу не сказать и о другой стороне медали – социальной ответственности частного бизнеса», – подчеркнул Александр Лукашенко.

Таким образом, ещё 4 года назад были озвучены условия, по которым следует взаимодействовать власти и бизнесу. Как же обстоит дело с выполнением государственных обязательств в этой сфере? Что с той самой «зелёной улицей»?

Мерилом ситуации можно считать исследование Группы Всемирного банка. Согласно отчету «Doing Business-2015», Беларусь заняла 57-е место из 189 по условиям ведения бизнеса. В частности по разделу «Налогообложение» у республики – 60-е место против 107-го в прошлом исследовании.

Специалист по развитию частного сектора Группы Всемирного банка Валентина Салтане отметила, что Беларусь за год провела реформу, которая оказала положительное влияние на условия ведения бизнеса.

 

1

 

 

Партнёрство, а не иждивенчество

 

Взаимодействие бизнеса и государства обсуждалось и на IV Международном Форуме по корпоративной социальной ответственности.

Пос­то­ян­ный Ко­ор­ди­натор ООН в Беларуси Са­нака Са­мара­син­ха уделил основное внимание роли го­сударс­твен­но-част­но­го парт­нёрс­тва в ре­шении соци­аль­ных проб­лем. Вре­мен­ный по­верен­ный в делах США в Бе­лару­си Скот­т Ро­лан­д, привёл в пример аме­риканс­кие ком­па­нии, которые боль­шое вни­мание уде­ля­ют как раз­ви­тию сво­их сот­рудни­ков, так и под­держ­ке уязвимых сло­ёв на­селе­ния, защите ок­ру­жа­ющей сре­ды и под­держ­ке мо­лодых талан­тов.

За рубежом нет иждивенческого подхода к взаимодействию бизнеса и государства. Там преобладает го­сударс­твен­но-част­но­е парт­нёрс­тво. Никто не пытается выбивать льготы и преференции. У бизнеса есть понимание необходимости вкладывать средства в развитие. Если компания в краткосрочном периоде и несёт дополнительные расходы, то в долгосрочном выигрывает от улучшения корпоративного имиджа и развития отношений с местным сообществом.

Компании реализуют КСО-проекты, не требуя чего-то от государства, не забывая, конечно, обращать его внимания на такого рода активность. А уже государство принимает решение об ответных шагах в отношении КСО-компаний. Так и происходит в западных странах. Филантропические и спонсорские программы способствуют узаконенному снижению налогооблагаемой базы компании.

Чтобы в полной мере развивать КСО в нашей стране нужно взять на вооружение уже давно сформированные методы и приёмы, не пытаясь сначала получить что-то от государства, а после реализовывать социальные проекты.

Будущее КСО в Беларуси неразрывно связано с необходимостью принять для себя корпоративную социальную ответственность как добровольное и осознанно взятое на себя обязательство бизнеса вносить посильный вклад в улучшение жизни сотрудников, клиентов, общества и страны.

 

*The World Business Council for Sustainable Development (WBCSD). Всемирный совет предпринимателей по устойчивому развитию – глобальная ассоциация, насчитывающая более 200 транснациональных компаний и занимающаяся устойчивым развитием бизнеса.

 

 

Василий Ядченко,

главный редактор Агентства социальных новостей, коммуникации и аналитики

Похожие записи

*

Верх