Инклюзивные бизнес-модели – залог устойчивого развития Беларуси

1

Чтобы развиваться, бизнесу в нашей стране необходимо обратить внимание на инклюзивные бизнес-модели, реализация которых при наличии государственно-частного партнёрства обеспечит устойчивое развитие Беларуси.

 

От развитых стран к развивающимся

Мир переживает исторический сдвиг экономического и политического влияния от традиционных промышленно развитых стран к так называемым развивающимся странам. В них уже проживает 80% населения мира, а совокупный ВВП превосходит ВВП богатых стран. К 2050 году ещё более 3 млрд. людей будут жить в том, что сейчас называют развивающемся миром.

Несмотря на существенное прогресс, достигнутый в последние десятилетия, бедность и неравенство остаются важнейшими проблемами устойчивого развития и глобальной стабильности. Бедность имеет массу измерений: около трети населения земного шара живёт менее чем на 2 доллара в день, многие страдают от недоедания, не имеют доступа к услугам здравоохранения, санитарии, электроэнергии, питьевой воды, жилья или транспорта.

Если принимать обычный путь развития, удовлетворяя основные потребности растущего и все более урбанизированного населения, то спрос на энергию и природные ресурсы будет возрастать по экспоненте, тем самым еще более усугубляя нагрузку на экосистему в мире. Это означает, что обычный бизнес – не вариант.

 

Инклюзивные бизнес-модели

Ведущими компаниями завтрашнего дня станут те, кто предвидит эти тенденции и выровняет выгодные деловые предприятия с потребностями общества.

Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) предложила идею «Инклюзивной бизнес-модели». Модель включает бедных в качестве потребителей, как клиентов или покупателей, и в качестве работников, производителей и предпринимателей на разных этапах цепочки создания стоимости, обеспечивая взаимовыгодное развитие бизнеса с участием бедных.

Среди преимуществ инклюзивных бизнес-моделей не только непосредственная прибыль и повышение доходов. Для бизнеса – это развитие инновационных подходов, расширение рынка, укрепление систем снабжения. Для бедных – занятость, устойчивый доход, расширение возможностей.

 

Как это работает?

С одной стороны, инклюзивные бизнес-модели стремятся предоставить инновационные решения по поставке доступных товаров и услуг для удовлетворения основных потребностей малоимущего населения в воде, пище, канализации, жилье и здравоохранении. С другой стороны, они также создают рабочие места для граждан с низким уровнем дохода – либо непосредственно, либо через сбытовые цепочки компаний: поставщиков, дистрибьюторов, розничных торговцев и поставщиков услуг.

В сущности, инклюзивные бизнес-модели должны выходить за рамки благотворительности и корпоративной социальной ответственности. Мотивация в виде прибыли является основой того, чтобы участие бизнеса в обеспечении устойчивых средств к существованию бедных слоёв населения являлось одновременно масштабируемым и воспроизводимым.

Инклюзивные бизнес-проекты могут быть реализованы компаниями во всех секторах и во всех странах. Например, продовольственные компании, которые понимают свою выгоду от таких моделей, были на переднем крае в адаптации своих продуктов для «карманов» потребителей с низким уровнем дохода и в вовлечении индивидуальных предпринимателей в распространение и продажу продукции в отдаленных районах.

В качестве успешных примеров такой активности – ориентация консервных комбинатов на закупку сырья (ягоды, овощи, фрукты, грибы) у граждан. Компании мобильной телефонии содействуют предоставлению банковских услуг для бедных слоев населения (т.е. сами кредитуют своих покупателей при покупке телефонов, вне зависимости от уровня дохода). В свою очередь банки и страховые компании предоставляют микрокредиты и микрострахование соответственно.

 

2

 

За инклюзивными бизнес-решениями будущее

Выделяют три основных фактора для компаний, которые хотят осуществлять инклюзивные бизнес-проекты. Во-первых, компания должна сосредоточиться на своем основном направлении и сильных сторонах. Кроме того, необходимо партнерство с государственными органами, гражданским обществом, НКО и организациями, содействующими развитию. Наконец, локализация. Т.е. необходимо ориентироваться на конкретный город или район.

Как мы понимаем, реализация инклюзивных бизнес-проектов отнюдь не ограничивается многонациональными компаниями. Наоборот, учитывая структуру рынка, предприниматели в развивающихся странах всегда адаптируют свои бизнес-модели для удовлетворения потребителей с низким уровнем доходов.

А в ситуации с перманентным кризисом, замедлением (вплоть до нуля) экономики, доходы граждан расти не будут. Каждый бизнесмен в Беларуси отлично представляет ситуацию и дальнейший тренд. В этих условиях инклюзивные бизнес-решения – как раз те меры, которые позволят, как минимум, удержаться на плаву.

Кроме того, инклюзивные бизнес-решения начинают применяться не только в развивающихся странах. Продукты, которые первоначально были упрощены, чтобы быть доступным для бедных слоев населения в развивающихся странах все чаще обновляются и преобразовываются в недорогие инновации для потребителей в более богатых странах. Примеры включают портативные электрокардиографы, мобильные телефоны и ноутбуки.

Инклюзивные бизнес-модели – всего лишь один пример из множества способов, которыми частный сектор может способствовать комплексным решениям поддержки устойчивого развития стран с развивающейся экономикой.

Тем не менее, потенциал для увеличения вклада иностранных и национальных компаний часто сдерживается, присущими ведению бизнеса в стране барьерами и ограничениями. Поэтому крайне необходимо эффективное государственно-частное партнерство с целью создания соответствующих механизмов и стимулов, позволяющих в полной мере реализовывать инклюзивные бизнес-модели.

 

Василий Ядченко,

главный редактор SocNews.by

Похожие записи

*

Верх