Выставка спичечных коробков и этикеток пройдет в Витебске

15_новый размер

Выставка спичечных коробков и этикеток «Дар Прометея» (из частной коллекции В.Ф. Колесинского) откроется 12 марта 2015 г. в 16.00 в Ратуше.

Филумения – коллекционирование спичечных этикеток, коробков, буклетов (спичек-книжечек), самих спичек и других предметов, связанных со спичками. Собирание спичечных этикеток это на самом деле один из самых древних видов коллекционирования миниатюрных графических изображений. Собирать этикетки начали еще в 1830-х гг., и даже ранее чем появилась первая почтовая марка.

Для многих необычно видеть спичечную этикетку как предмет музейной ценности, а не только чисто бытового применения. Однако именно на выставке можно наглядно убедиться в том, что это – произведения искусства промышленной графики. Над созданием лучших образцов спичечных этикеток трудился целый ряд специалистов: художники, фотографы, текстовики, производственные работники. В советское время была налажена строгая система контроля за разработкой сюжетов рисунков и клише, с которых печатались этикетки.

Интересно то, что слово «спичка» – русское, и оно происходит от слова «спица», то есть очень тонкая деревянная палочка. Чиркая спичкой о коробок, мы даже не задумываемся об истории этого весьма практичного и удивительного изобретения. А ведь разводить огонь в древности было весьма сложным делом – его добывали трением или высеканием. И даже после изобретения огнива, которое получило повсеместное распространение в Средние века, его разжигание требовало немало усилий и определенной сноровки, поскольку высекание искры было в данном «аппарате» самым неприятным моментом. И лишь потом кто-то придумал помещать кончик сухой лучинки в предварительно расплавленную серу. Потом эту головку прижимали к труту, она моментально вспыхивала. От нее занималась огнем и вся лучинка. Так появились первые спички. А самые первые спички современного образца были изобретены 10 апреля 1833 года, когда в массу для спичечных головок был введен желтый фосфор.

Очень многие помнят о том, что в СССР цена спичек была минимальной – всего одна копейка за коробок, в котором было примерно 60 спичек. Но самые первые фосфорные спички в Россию были привезены из-за рубежа и стоили они совсем недешево – один рубль серебром всего за 100 штук. Впрочем, уже спустя несколько лет в стране появились и свои собственные фабрики, и в итоге очень резко упала цена на спички, примерно до 3–5 копеек за 100 спичек.

В начале 1960-х годов филумения была одним из шести официально разрешенных видов коллекционирования (наряду с филателией, филокартией, экслибристикой, нумизматикой и бонистикой). Расцвет филумении в СССР приходится на 1960–1980 гг., когда Балабановская экспериментальная спичечная фабрика, на которой печатались этикетки для большинства спичечных фабрик, выпускала специальные наборы для филуменистов (по 100 рядовых этикеток в наборе и комплекты этикеток сувенирных наборов – полных или без гроссов – «этикеток», помещавшихся на крышках сувенирных коробок – и боковых лент сувенирных коробок). Аналогичные наборы выпускали также и прибалтийские фабрики, печатавшие свои этикетки самостоятельно.

В конце 1980-х гг. производство наборов для коллекционеров было прекращено (отчасти, из-за перехода многих фабрик на производство спичек в картонных, а не шпоновых коробках). После 1991 г. увлечение филуменией резко пошло на спад, и большинство филуменистических секций, созданных еще в конце 1950-х – начале 1960-х гг. в крупнейших городах СССР, прекратили свое существование.

Спичечные этикетки – неплохой документальный материал, по которому можно изучать историю. Этикетка – фактический документ развития общества, растиражированная и распространенная среди миллионов граждан не только СССР, но и далеко за ее пределами. Во многом это визитная карточка страны. Советский Союз был самым крупным экспортером спичек и в 1960-х гг. вышел на первое место в мире по их производству. Спичечная этикетка в итоге стала очень мощным средством пропаганды и рекламы.

Советские этикетки передают атмосферу того времени. По ним видно, как воспитывали человека. Чувствуется дух эпохи. Раньше было такое разнообразие спичечных этикеток, что у людей коллекции насчитывали до 250 тысяч экземпляров! Площадь этикетки – поле для фантазии и иллюстрации достоинств технических достижений, наград и прочих заслуг. Также на спичечных этикетках можно встретить множество изображений памятников культуры, сюжеты из фольклора или же классических произведений литературы, фотографии выдающихся людей современности, портреты многих деятелей науки и искусства, изображения произведений искусства, национальный орнамент, сюжеты истории, изображения игрушек. Зачастую на этикетках спичек можно увидеть представителей флоры и фауны. Не редкость на этикетках пословицы, лозунги, поговорки, призывы и предостережения, связанные с реальной опасностью огня.

Надеемся, что коллекция В.Ф. Колесинского вызовет большой интерес и у взрослых и у детей. Данная выставка разнородна по тематике, как и сама спичечная этикетка, выпущенная на различных фабриках СССР, Польской Народной Республики, Чехословацкой Социалистической Республики, Республики Беларусь, России.

Колесинский Валерий Францевич родился в Минске, окончил Белорусскую государственную академию искусств по специальности «Скульптура». Работает в монументальной, станковой мемориальной скульптуре, медальерном искусстве.

С 1992 г. Валерий Францевич – участник художественных выставок. Член Белорусского союза художников и Белорусского нумизматического товарищества, член правления Белорусского. республиканского общественного объединения коллекционеров. Собирает спичечные коробки и этикетки, коллекция насчитывает более тысячи экземпляров.

 

Источник

 

Похожие записи

*

Верх