Выставка «Мара». Deaf-art: живопись глухих

art-1478831_960_720

1 ноября в 16.00 в Национальном художественном музее Республики Беларусь откроется выставка «Мара». Deaf-art: живопись глухих

Выставка неслучайно называется именно так. «Мара» – это и аббревиатура имен ее участников (Марианна, Андрей, Александр), и исполнение их мечты – получить признание у самого широкого зрителя именно в музее. Впервые живопись особенных людей вышла из коридоров дворцов культуры общества глухих в пространство главного художественного музея Беларуси.

Выставка инициирована музеем и Институтом инклюзивного образования БГПУ в поддержку важного начинания Белорусской государственной академии искусств, которая по примеру многих европейских академий стала принимать на конкурсной основе и неслышащих абитуриентов. Стать профессиональными художниками ранее формально они не могли из-за ограничений высшей школы, не принимавшей в свои ряды студентов с нарушением слуха. В 2012 году руководство Академии художеств решилось на эксперимент и на общих основаниях приняло первого глухого студента, через несколько лет – еще двоих. Первый неслышащий выпускник Белорусской академии художеств 2017 года Александр Покотило уже год сам преподает изобразительное искусство в Гомельской художественной школе для людей с ограничением слуха. Марианна Чакилева (Бондарчук) и Андрей Игнатенко – студенты 4 курса отделения живописи Белорусской академии художеств.

Изобразительное искусство, казалось бы, как профессия идеально подходит для человека с ограничением слуха. Глухие люди любят и умеют рисовать, это еще один способ их общения с миром.

Но как научить глухого человека теоретическим основам живописи и композиции? Педагоги приняли вызов, объясняя жестами абстрактные понятия: перспектива, пространство, тон, валеры… Им фактически пришлось выработать собственную методику личностно-ориентированного обучения. Ведь каждый студент-живописец имеет свой собственный неповторимый стиль познания, свои когнитивные особенности, которые непосредственно влияют на присвоение и усвоение нового материала. Мультисенсорные технологии – основа обучения глухих искусству. Глухие люди – все визуалы, то есть воспринимают мир глазами, но в то же время кинестеты, описывающие мир через движения (сложную и эстетически очень выразительную лингвистическую систему – жестовый язык), через тактильные ощущения и запахи. Вербальные трудности компенсируются высоким зрительным интеллектом глухих людей, особой концентрацией внимания, обостренной кожно-вибрационной чувствительностью.

Огромное влияние имеет художественная среда, возможность наблюдать и учиться у своих товарищей и коллег. И преподаватели, и однокурсники скоро научились основам жестового языка. Был преодолен разрыв сообщества глухих и слышащих людей. Инклюзия в действии!

Результаты их творчества впечатляющи, несмотря на то, что эти художники – очень молодые люди и им было нелегко постигать ремесло художника. Глухие живописцы придерживаются тех же художественных стандартов, что и другие художники. Но вглядитесь – и вы увидите оптимизм, чистоту и праздничность их духовного пространства. Это солнечная живопись, разнообразная по формам. Андрей предпочитает исторические или романтические композиции, Марианна – натюрморты и другие жанры, Александр – лирические пейзажи с церквями. Каждый имеет свой особенный голос, и мы его слышим и различаем.

Отметим и их общую склонность использовать яркие цвета и насыщенные цветом, контрастные текстуры, централизованный фокус композиций. Александр сознательно усиливает цвет, чтобы передать радость. Андрей придумывает цвет там, где его не было в действительности. «Это желание моего сердца», – говорит он. У натюрмортов Марианны заряжаешься цветовыми гармониями. У всех троих особенно развито наглядно-образное мышление. Видно, как все работают с предельным вниманием. И еще одна особенность: в живописи неслышащих художников пространственное прочтение большее, чем у слышащих, поскольку подключается боковое и периферическое зрение, для них важна передача фактуры предмета и особенно – настроения и духовного наполнения картины.

И еще. Эти молодые художники – участники совместного с Институтом инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка музейного проекта «Ожившие картины».

В составе творческой группы они разрабатывали и создавали экскурсию по музею для неслышащих людей на жестовом языке. Музей стал для них домом, источником вдохновения и маленьких побед.

Выставка продлится до 12 декабря 2018 года

 

Похожие записи

Верх