Теория квадрата успешного КСО проекта или как получить грант

Screenshot_7

Улучшать мир можно по-разному. Один из модных способов в Беларуси — подготовить экологический или социальный проект. Подать его «на грант» и ждать…

Чтобы скрасить ожидание одних и подбодрить перед подачей других, Марина Боровко, заместитель председателя Ассоциации Европейского Бизнеса, поделилась опытом реализации «Пилотного проекта по комплексной утилизации отходов молочных предприятий». Данная инициатива находится в процессе выполнения и затрагивает одну из самых «неохваченных грантами» сфер.

«Экономическая область самая непопулярная для получения донорской поддержки. По правилам международной технической помощи, грантодатель не может финансировать экономику или коммерческие предприятия в чистом виде (помощь будет рассматриваться как инвестирование, имеющее сугубо коммерческую выгоду). Непросто подготовить проект, который бы был гармоничным и в сфере решения социальных задач, и экономически выгодным. Кроме того, в Беларуси недостаточно распространена культура позиционирования и продвижения социальных, экологических решений совместно с бизнес задачами. Существует вполне отчетливая привычка разделения этих сфер.  В нашей новой «зеленой» инициативе по утилизации творожной сыворотки речь идет о крупномасштабном проекте корпоративной социальной ответственности бизнеса (КСО) на государственном уровне. Как видим процесс развивается пока что очень неуверенно», — рассказывает Марина Боровко.

Очевидно, что найти баланс между интересами бизнеса и реальным решением социальных задач непросто. Но, судя по успешному продвижению пилотного проекта АЕБ в области зеленой экономики, вам удается находить консенсус…

Проект АЕБ, который сейчас находится в самой активной стадии реализации,  на самом деле разнится с многими другими, получившими финансовую поддержку ЕС и ранее нами реализуемыми. В принципе, он отличается от тех проектов устойчивого развития и предпринимательской деятельности в регионах, которые мне довелось исполнять. Его можно уверено причислить к КСО-инициативам. Саму проектную идею можно брать за образец инициативы по зеленой экономике в современной Беларуси.

Идея переработки отходов не нова. Но при этом под отходами традиционно понимаются хозяйственно-бытовые. Мы же взялись за переработку творожной сыворотки, которая является побочным продуктом при производстве молочных товаров. Было установлено, что вред, наносимый природе одной тонной сыворотки, равен ущербу от 100 м.куб. хозяйственно-бытовых стоков. Очевидно, что крупные предприятия молочной промышленности научились грамотно утилизировать сыворотку, превращая ее в полезные продукты. Малым же, это дается непросто, поскольку для переработки небольших объемов требуется особенное оборудование. В такой ситуации проще заплатить штраф за неправильную утилизацию. Именно сегмент малого и среднего молочного бизнеса мы решили поддержать в желании беречь экологию в их районе или области.

Первым партнером нашего проекта была выбрана ООО «Фабрика фруктовых вкусов».  Мы разработали технологическую часть проектной документации. Фабрика получила заключение Государственного учреждения «Витебский зональный центр гигиены и эпидемиологии» на соответствие проекта для размещения установки на существующем производстве санитарным нормам и правилам, требованиям законодательства.  Однако ООО «Фабрика фруктовых вкусов» не смогла предоставить софинансирование в том объеме, которого требовала закупка очень специфического оборудования, работающего именно с малыми объёмами сыворотки.

Мы не опустили руки и нашли еще одного партнера. Так был начат новый этап реализации проекта Ассоциации, который стал намного масштабнее предыдущего. Сейчас он решает проблемы не одного района, а целой Гомельской области.  По данным Минсельхозпрода за 2016 г. именно здесь процент сыворотки, направляемой на переработку, является наименьшим.

В ходе проекта будет установлено специальное оборудование. Которое способно переработать 110 тонн творожной сыворотки ежесуточно в важную составляющую часть корма для крупного рогатого скота. Этот ингредиент на данный момент закупается за рубежом. Экономия составит около 12,9 тысяч рублей в день. Важно заметить, что полученным продуктом можно будет накормить порядка 8000 телят в сутки.

Не меняя структуру или профиль работы предприятия, мы внедряем новые зеленые технологии. Они решают существующие экологические проблемы, а также приносят очевидную экономическую пользу от производства импортозамещающего продукта. Кроме того, нашим проектом предусмотрена обучающая часть для технологов молочно-перерабатывающих предприятий, что позволит повысить их уровень экологической осведомленности и профессиональных компетенций.

 Проект на самом деле сложный и очень объемный. Поделитесь лайфхаком, как правильно подготовить, оформить идею на «понятном для донора языке»?

Инициатива АЕБ реализуется в рамках проекта «Содействие к переходу к зеленой экономике», который финансируется Евросоюзом и реализуется Программой развития ООН. Одной из стратегических задач данных доноров является развитие зеленой экономики. Кроме того, в Беларуси есть государственная программа, задачи которой сходны с целями Евросоюза в области green economy.  Почему я это отмечаю?

Как бы странно ни звучало, проект важно оценить еще до его создания и проработки. Прежде всего речь должна идти о социальных благах. Важными критериями оценки являются и соответствия: собственной деятельности организации-заявителя, стратегическим планам донора и целям государства в выбранной вами области. Максимально насыщайте проект аргументацией, официальными данными исследований, если нужно — проводите собственные, как это делали мы.

Что касается оформления: проект — это совершенно сухой документ, который не приемлет креатива в подаче. Даже синонимов лучше избегать.

Насколько статичны требования международных доноров? Складывается впечатление, что проектная деятельность – это движение по кругу…

Изменения все же есть. Например, новшества в стратегии международной технической помощи. По новому положению часть проектов должна проходить в сотрудничестве с бизнесом, который выведен на уровень софинансирования “социальных” участников.  По сути речь идет именно о тех бонусах, которые дает настоящее КСО: от PR составляющей до, как в нашем случае,  нового оборудования.

Доноры меняют стратегию, поворачивая ее в сторону бизнеса. И это хорошо, потому, что наконец в цепочке “бизнес – государство – общественная организация – донор” начинается движение. Я называю это “теорией квадрата успешного КСО проекта”. Если сила и желание успешно реализовать проект между четырьмя вовлеченными сторонами равносильна, как равнозначность сторон квадрата, то достижению цели может помешать лишь форс-мажор.

По сути вырисовываются очертания квадрата, равное участие сторон которого гарантирует успех проекту и высокие результаты на пути решения глобальных социально-экономических проблем. Очень важно заключить этот квадрат в круг информационной поддержки, которую обеспечивают СМИ, пресса и сами жители. Тогда, скоро, в стране появится больше настоящих глобальных проектов КСО в области зеленой экономики.

 

Похожие записи

Верх