5 проектов, которые повлияют на культуру в Беларуси

foto[11]

Какие проекты изменят культурный ландшафт в ближайшие годы? Над чем сейчас работают лучшие культурные менеджеры страны? Какие новые предложения получит аудитория, и что повлияет на наши вкусы и предпочтения в будущем?

Мы собрали 5 проектов, с уникальным воплощением и потенциалом. Их авторы — необыкновенные люди. Они ставят перед собой амбициозные цели, отвечают на вызовы времени. И главное —  много работают  ради своих идей и готовы делиться опытом.     

 

 

Андрей Ленкевич, организатор фестиваля «Месяц фотографии», фотограф, куратор

 

Проблема. Фотография не воспринимается как искусство. Пока в Беларуси нет музеев, систематизированных коллекций фотографии, авторитетных исследований. «Мы берем на себя решение этой задачи, — говорит Андрей Ленкевич. — Конечно, мы не заменим Художественный музей, но мы можем показать насколько это богатый это вид искусства. Кроме того, фотография, как визуальный язык, очень сильно изменилась за последние 10-20 лет».

 

foto[1]_liankevich[potr]

 

На кого рассчитан проект? Сейчас выставки «Месяца фотографии» в Минске посещают более 10 тыс. человек. Большинство из них — это активная молодежь, от 25 до 35 лет. Люди, которые уже имеют определенный культурный опыт и много путешествуют. Именно для такой аудитории авторы проекта хотят сделать больше.

На данный момент, фестиваль «Месяц фотографии» объединяет ресурсы и возможности более 20 организаций. Но это только начало. Вот цели на ближайшие 10 лет.

  1. Открытие Бюро «Месяца фотографии», — постоянно действующей выставочной площадки в Минске.
  2. Создание коллекции, которая станет основой для нового Музея фото. «Открытие музея — это цель, которую мы ставим перед собой на ближайшие 5-10 лет», — говорит А. Ленкевич. Музей, по его мнению, это не просто место хранения фото-материалов, а творческая и научная лаборатория, где студенты, аспиранты смогут вести исследования.
  3. Основание традиции публичного обсуждения фотографии. Пока публичных обсуждений, профессиональных высказываний и критики в области фотоискусства в Беларуси почти нет. Но ведь важно не просто увидеть, но и обсудить увиденное.
  4. Премия по результатам года. Подводить итоги и оценивать работу — это важно. В планах отмечать работы фотографов, кураторов, директоров проектов, авторов публикаций, организаторов мероприятий и др.

 

foto[2]_mesiac

 

Таким образом, регулярная активная деятельность в области искусства фотографии, в ближайшие несколько лет откроет в нашей современной культуре новую область. У профессионалов появиться больше возможностей и стимулов для развития, а широкая аудитория получит доступ к эксклюзивным источникам по современной фотографии.

«Цель всего что мы делаем, это изменить расхожие стереотипы: «фотография — это не серьезно», «фото — это не искусство» и т.д.. На самом деле фотография — это искусство, а авторы фото это не просто «фотографы», а художники», — говорит Андрей Ленкевич.

 

 

Лера Грин, Cinema Perpetuum Mobile (ISFF), Международный фестиваль короткометражного кино

 

foto[3]_Lera Green

Особенность короткометражного кино — лаконичность, точное распределение времени на идеи, сцены, героев. Короткий метр это жанр, который «говорит» только самое важное и нужное. Кинопроизведение длится не больше 35-45 минут. Поэтому программы короткого метра (обычно не более 90 минут) имеют сильное воздействие на аудиторию. «Пока зрители выбирают привычные варианты дос5уга, например, сходить на нашумевший полнометражный фильм в кинотеатре, — говорит Лера Грин, координатор Cinema Perpetum Mobile (ISFF). — Мы хотим это изменить и сделать «короткий метр» более популярным и доступным видом отдыха».

Почему именно фестиваль? Короткометражные работы, как правило, не выкладываются на Youtube, Vimeo и др. Поэтому у авторов остается обычно два выхода к зрителям: фестивали и телевидение. «Фестиваль позволяет познакомиться с мировыми премьерами, а также расширить аудиторию беларусского короткометражного кино» — говорит Лера Грин.

Аудитория фестиваля. На чье внимание прежде всего рассчитывают организаторы? Это киноманы и «мимо проходящие люди», готовые выйти из привычных «зон комфорта».«Для нас неважен возраст и социальный статус зрителей. Короткий метр позволяет делать кино для каждого, — говорит Лера Грин. — Наша цель — регулярные показы не только в Минске, но и в других городах Беларуси». На каких площадках? Кинотеатры, музеи, некоммерческие пространства, фестивали под открытым небом и фестивали-партнеры.

Организаторы мечтают о включенности жанра в общий культурный контекст.

«Это кино, это искусство. И возможно в будущем, учитывая современный темп жизни, такая форма станет предпочтительнее для зрителей из-за хронометража и информативности», — считает Лера Грин, координатор Cinema Perpetum Mobile (ISFF).

Ну и «суперцель» организаторов фестиваля — повлиять на вкусы людей, пригласить их в мир немассового кино, а это значит побудить к саморазвитию и заставить интересоваться чем-то большим, чем обычная и привычная жизнь.

 

Анна Самарская и Татьяна Зайдаль, Проект AUDITORIUM, Лекции, законченные циклы и образовательные программы по культуре и искусству для взрослых.

 

foto[4]_zaidal_samarskaja

 

Аудитория. Лекции в рамках AUDITORIUM предназначены для всех людей от 16 лет и старше, которые хотят развиваться и получать новые знания, общаться и двигаться вперед. Цель проекта просветительская, — заполнить пробел в сфере образования. «Мы популяризируем гуманитарное знание. Каким образом? От человека к человеку. Насмотренность, начитанность, эрудиция ‒ она ведь создается не только в музеях, кино и театрах, но и в общении», — говорят авторы проекта.

 

Анна и Татьяна уверены, что на лекциях по искусству и культуре, взрослые учатся мыслить критически, а это крайне важно для жизни. Не принимать все как «данное», смотреть на явления с разных сторон, не бояться высказываться публично, — навыки которые улучшают качество жизни и человека и всего общества. «Думай и узнавай новое, развивайся головой и сердцем – это то, что мы хотим донести до каждого», — говорят Анна и Татьяна.

Результат. Больше критически думающих и образованных людей. Доступность гуманитарных знаний для технических специалистов — инженеров, программистов, людей с профессионально-техническим образованием.

«В этом году мы приглашением «звездных» лекторов на наши занятия и расширяем тематику встреч до разговоров о современных формах поведения в обществе. Культура в широком смысле слова!» — говорят Анна Самарская и Татьяна Зайдаль.
foto[5]_zaidal_samarskaja

 

Перспектива. В планах на 5-10 лет сделать AUDITORIUM нарицательным понятием качественного, увлекательного и актуального гуманитарного образования для взрослых. «Хотелось бы чтобы на наших курсах побывали 20% населения Беларуси. Это означало бы общее развитие в стране и позитивное влияние на остальные 80% жителей», — говорит Анна Самарская.

 

Оксана Гайко, проект Brest Stories Guide, Брест

foto[6]_hajko

Проект Brest Stories Guide — это цикл документальных аудио-спектаклей в городском пространстве Бреста. Тема спектакля-путешествия — антисемитизм и уничтожение брестской еврейской общины в 1941-1942 годах. «Перед началом войны в Бресте проживало около 24 000 евреев,  —  около 45% населения города. Все эти люди были уничтожены. Выжили около 20 человек, — рассказывает Оксана Гайко, автор идеи проекта, режиссер. — Холокост и разрушение знаковых для еврейской жизни объектов в пространстве города, стерли и память о еврейской общине».

Аудио-спектакль – это экскурсия по «несуществующему» Бресту. Зритель в свободном режиме перемещается по карте, руководствуясь программным обеспечением на основе Android. На карту нанесены ключевые точки, связанные с еврейским наследием и жизнью в гетто.

 

foto[7]_hajko

 

Проект Brest Stories Guide результат совместной работы около двадцати человек, ИТ разработчиков, историков, экспертов еврейских организаций, а также лучших актеров брестских театров. Проект создан на стыке искусства, исторического наследия и туризма, может быть использован в образовании и поднимает важные этические вопросы. Аудитория - это жители Бреста, туристы, все кто интересуется новаторскими туристическими и культурными продуктами.

Перспектива —  новые маршруты и новые истории. «Сейчас история Бреста забывается в пользу главного мифа о героической обороне Брестской крепости. Я хочу, чтобы в городе проявилось больше знаков «невидимых» сообществ, важных для города. Например, история женщин Бреста или чтобы прозвучали истории 90-х», — говорит Оксана Гайко.

 

foto[8]_hajko

 

«Путешествие по несуществующему городу», — такое туристическое предложение может «сработать» в любом месте Беларуси. Вокруг нас новые здания и окружение созданное относительно недавно. История часто остается невидимой. Увидеть и услышать прошлое теперь можно, взяв на вооружение уникальный опыт Brest Stories Guide. Идея проекта обладает просто невероятным потенциалом.

 

Проект Red Art Виктория Хотянович, Гродно

Processed with VSCO

«Арт-терапия» — здоровье через искусство. Возможно, когда-то давно, только состоятельные люди могли себе позволить решать проблемы при помощи рисования. Проект Red Art открыл эту возможность для всех желающих. Занятия проходят в кафе и ресторанах Гродно, в уютной и расслабленной атмосфере.

Аудитория. Взрослые люди, без опыта рисования в прошлом. Занятия пользуются популярностью у женщин — их около 80%, 20% это мужчины, в возрасте 25-40 лет.

Цель. Авторы проекта Red Art стремятся сделать рисование общепринятым городским видом отдыха и развлечения. «Мы считаем что любой человек, любой профессии может создавать свои интерпретации картин, рисовать в легкой и непринужденной обстановке, после рабочего дня, либо в выходной, с помощью направляющего художника, — говорит Виктория Хотянович, автор проекта Red Art. — Занятия помогают раскрепостить людей и дать им большую свободу и уверенность в собственном творчестве и способностях». Организаторы рассчитывают, что в будущем участники проекта будут прибегать к этому виду арт-терапии самостоятельно, в своем привычном окружении, например, дома.

 

foto[10]_hotianovich

 

К чему стремятся авторы проекта? Чтобы было больше здоровых и счастливых людей. Участники Red Art организовали выставку по результатам 6 месяцев занятий в одной из галерей Гродно. «У некоторых собралось около 10 картин. Это очень важное событие для тех кто никогда и подумать не мог что его работы могут висеть выставочной в галерее в течении недели», — говорит Виктория Хотянович. По ее мнению, такие проекты раздвигают границы понимания искусства и человека.

В ближайшее время создатели Red Art планируют открыть свое пространство с обучением различным направлениям прикладного искусства, лекциями, коворкингом. «Наш проект показал, что арт-терапия очень востребована у гродненцев», — говорит Витория Хотянович.

 

 

В рамках Проекта ЕС-Восточного Партнерства «Культура и Креативность» 50 беларуских менеджеров в области культуры  проходят обучение и получают знания в вопросах ведения бизнеса, поиска партнеров и ресурсов, продвижения идей, законов менеджмента и маркетинга.

 

 

Похожие записи

Верх