Отойти от клише и говорить самому за себя. Чешский опыт самоадвокации

Мрачковска

Что нужно знать о своих правах и как заявить о них? Эти вопросы актуальны всегда. Особое значение они приобретают для людей с умственными ограничениями.

О своем опыте самоадвокации SocNews.by рассказала Павлина Мрочковска — специальный педагог по оказанию консультационных услуг чешского Общества поддержки людей с умственными ограничениями.

 Мифы и правда о самоадвокации

Самоадвокаты у нас — это группы людей с умственными ограничениями. Мы встречаемся каждую неделю во вторник на полтора часа.

Я бы хотела развенчать некоторые мифы вокруг этого понятия. Среди родителей и специалистов есть предубеждения насчет того, чем люди занимаются на таком курсе.

Многие педагоги и социальные работники думают, что люди с ограничениями просто учат наизусть свои права, чтобы потом, придя в какую-либо инстанцию,  могли определить, на что у  них есть право.

На курсе мы говорим о правах, но в самом практико-ориентированном образе, каком вы только можете себе представить. Человек, который становится самоадвокатом, может говорить сам за себя, от своего имени.

На нашем курсе слушатель старается “причесывать” собственные мысли, пытается осознать, что именно он хочет сказать. Это самый главный навык, которому мы обучаем.

Самоадвокация = ответственность

Существенный момент: наши занятия по самоадвокации — не обучающий курс, который я веду как классический преподаватель.

Слушатели учатся быть ответственными за себя и за всю группу. Мы определяем задачи и правила, которые должны работать в группе. У кого-то задача следить за временем, кто-то приветствует всех и начинает занятие. Отдельный человек прощается в конце или говорит, когда мы соберемся в следующий раз.

Такое распределение помогает понять, что нужно делать, чтобы группа заработала.

Появляется ответственность: даже если кто-то не придет, то понимает, что у него есть определенная функция. Нужно заранее извиниться и предупредить, чтобы кто-то мог эту задачу принять на себя. У нас есть специальный человек, отвечающий за извинения по отсутствию. И все люди, которые не могут прийти, оповещают именно его. Если не могу прийти я, тоже пишу именно ему.

Происходит большое изменение для них самих. Я часто сталкиваюсь с тем, что к нам на курс приходят люди, которые хотят обращаться ко всем на «ты» или наоборот: ко мне строго на «вы», но чтобы я их называла на «ты».

Многие не хотят вести общение как взрослый со взрослым. Или относятся к заданию как к чему-то, что они за “галочку” должны сделать и получить звездочку и сертификат. Мы стараемся отойти от этих клише.

Иногда это сложно отследить. Когда человек четко играет роль, есть искушение поддаться, принять его позицию. Но стараемся соблюдать свои принципы. Например, мы всех друг друга называем в группе на «вы», а на «ты» я общаюсь лишь с теми, с кем мы давно работаем.

 

Мрачковска1

 

Только актуальные темы

Наша концепция: преподаватель — не тот человек, который заранее готовит тему, проводит занятие. Суть в том, что они сами должны прийти с интересной темой. Но сначала это довольно тяжело.

Иногда это базовые ситуации. Например: “Коллега на работе обвинила меня в краже кошелька из сумки. Мне плохо, я плачу. Что мне делать? Как я могу защитить себя в такой ситуации и как мне не потерять работу?».

При разборе ситуации я не тот человек, который должен решить проблему, моя функция — фасилитатор, наблюдающий, как дискуссия развивается между участниками. Как правило, у многих людей в группе есть личный опыт, и я слежу только за тем, чтобы мы не уклонились от темы. Иногда высказываю свое мнение, но подчеркиваю, что это именно только мое мнение.

Наши слушатели учатся принимать решения и понимать их последствия.

Примерно раз в год мы проводим встречи с родителями, самоадвокаты рассказывают, чем мы занимаемся в группе. Тем не менее, у нас есть правила, и одно из них — не выносить из группы то, что там было сказано, сохранять подобие тайны.

Тогда люди чувствуют себя в безопасности в группе и не боятся рассказывать. Но порой возникает ситуация, что кем-то высказанная информация может быть полезна для кого-то еще. И тогда надо сперва получить согласие от первоисточника.

Конечно, в реальности не все так идеально и достаточно часто возникают конфликты, приходится учитывать особенности и ограничения. У нас недавно поменялся состав, пришло много людей с аутизмом, что предполагает несколько иную форму работы.

Отбор в группу и особенности работы

Есть три вступительных встречи. Первая проходит со мной и одним самоадвокатом. Потом человек сам может зайти пару раз и посмотреть, также сама группа имеет право наложить вето.

Не проблема, если человек не может коммуницировать, главное, чтобы он был способен когнитивно понять информацию.

Суть самоадвокации: чтобы любой человек с любой степенью нарушений мог принимать участие в обсуждении.

Но в нашем случае не могу представить, чтобы человек с тяжелыми нарушениями, в том числе когнитивными, мог принимать участие в самоадвокации. Всегда возникает вопрос, насколько это может быть полезно для такого человека. Я не берусь судить, но решающим всегда остается факт мотивации. Если человек интересуется своей жизнью и старается развиваться, над собой работать — это тот ключевой фактор, который будет решать все.

На самом простом уровне самоадвокация работает так: человек способен выбрать, что он будет есть или во что он хочет быть одет. То есть, его не оденут в розовую кофточку потому, что это девочка. Таким образом, он также защищает свои права, защищает свое мнение.

Бывает, что какое-то одно нарушение раздражает человека с другими нарушениями или кто-то имеет проблемы с речью, а у кого-то плохой слух и им надо много раз повторить.

Если у нас есть возможность и финансы позволяют, то проводим открытые встречи, совместные с другими группами самоадвокатов и в том числе из других стран. Люди стараются делиться опытом.

Брошюра «Организация занятий по обучению взрослых людей с особенностями интеллектуального развития навыкам самоадвокатирования  и безопасного поведения»

Василий Ядченко,

фото автора

Dortmund

​Встреча​ ​состоялась​ ​в​ ​Праге​ ​в​ ​рамках​ ​реализации​ ​проекта​ ​«Доступ​ ​к​ ​информации​ ​для людей​ ​с​ ​инвалидностью».​ ​Проект​ ​реализует​ ​ОО​ ​«Белорусская​ ​ассоциация​ ​помощи детям-инвалидам​ ​и​ ​молодым​ ​инвалидам»​ ​в​ ​партнерстве​ ​с​ ​Обществом​ ​поддержки​ ​людей с​ ​умственными​ ​ограничениями​ ​в​ ​Чешской​ ​Республике.​​ ​Этот проект осуществляется при содействии Программы поддержки Беларуси (ППБ). Программа поддержки Беларуси реализуется Дортмундским международным образовательным центром (IBB Dortmund) по поручению Министерства экономического сотрудничества и развития (BMZ) и Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ).

Похожие записи

Верх