Образовательные тренинги для стимулирования предпринимательской активности

chart-2785902_960_720

Сегодня становится модным говорить про развитие предпринимательской инициативы у населения как возможности дополнительного заработка и самозанятости.

Действительно, на фоне экономической ситуации в стране, когда темпы прироста ВВП составляют в 2017 году 0,8 %, а в 2018 – 1% , уровень зарегистрированной безработицы на конец октября 2017 г. составил 0,6 процента от численности рабочей силы. По возрастной структуре рост безработицы наблюдается у людей 35+ , ситуация с экономическим благосостоянием людей оставляет желать лучшего. Особенно тяжело обстоят дела в этом направлении у жителей региона.

С целью повышения финансовой грамотности населения, а также раскрытию его предпринимательского потенциала, в «SOS Детской деревне Марьина Горка» проводился цикл образовательных тренингов. Основными участниками тренингов были малообеспеченные семьи, семьи, воспитывающие детей-инвалидов, матери-одиночки, в общем представители самых социально незащищенных групп населения.

Хотелось бы поделиться с читателями портала не только достижениями участников тренинга, но и теми трудностями, с которыми пришлось столкнуться на пути личностной трансформации участников, чтобы опыт участников цикла тренингов был  применим для других аналогичных проектов.  Мне посчастливилось работать в проекте в роли бизнес-тренера с декабря 2016 года по ноябрь 2017 года. За этот период времени было проведено более 25 тренингов, авторская программа которых разрабатывалась не только под запрос целевой аудитории, но и с учетом моего профессионального опыта тренера. Цикл тренингов состоял из трех направлений: обучение финансовой грамотности, основам предпринимательской деятельности, практикум по созданию своего дела. Программа тренингов по финансовой грамотности была составлена таким образом, чтобы сформировать у участников навыки финансового планирования, осознанный подход при обращении за кредитом, поиску инструментов экономии семейного бюджета, а также способов увеличения доходов. Будучи сертифицированным тренером-инструктором по финансовому образованию «Планируй свое будущее», за основу преподавания финансовой грамотности были взяты основные подходы в обучении согласно уже имеющейся международной сертифицированной методики Центра микрофинансирования. Участники тренингов по финансовой грамотности, а их было проведено 10 трехчасовых встреч, познакомились с основами бюджетирования, методами сбережений, принципами разумного заимствования, основными финансовыми продуктами на белорусском рынке. Каждый участник составил для себя годовой финансовый план.   Когда некоторые участники пришли на следующий цикл тренингов по обучению основам предпринимательства, они с радостью делились новостями, как им удалось сэкономить и купить сапоги, или организовать семейный праздник при минимальном бюджете в 100 рублей с подарками для детей и угощением гостей.

На второй этап образовательного проекта – тренинги по обучению основам предпринимательства, изначально пришло около 30 человек любопытствующих. Это и матери-одиночки, воспитывающие детей-инвалидов, женщины, находящиеся в декретных отпусках, безработные, имеющие индивидуальное предпринимательство, но не имеющие постоянного дохода от этой деятельности, просто желающие изменить образ своей жизни. Всех объединяло одно – это недовольство имеющейся финансовой ситуацией, полное отсутствие видения, что нужно делать, чтобы изменить ситуацию, каким бизнесом заняться и что для этого нужно. Среди участников были и такие, которые уже открыли свое дело, но при этом не знали, как увеличить продажи Интересный опыт одной из постоянных участниц тренинга Любови Гребенниковой. Она открыла индивидуальное предпринимательство и открыла на рынке торговую точку с красивым названием «Уголок Венеции», предлагая жителям Марьиной Горки современные отделочные материалы (штукатурку, жидкие обои). Любовь жаловалась, что бизнес идет непросто, так как все привыкли делать ремонт, используя обычные отделочные материалы, и опасаются штукатурки. По окончании тренинга Любовь Гребенникова не только нашла современные маркетинговые приемы привлечения внимания потребителя, но и вывела на рынок новый продукт – изготовление фотообоев по фото заказчика, а также разработала план развития своей деятельности, просчитав точку безубыточности бизнеса, оптимизировав расходы на логистику. Любови удалось не только самой загореться развитием своего дела, но и вовлечь своих одногруппниц в свое дело. Кому-то она предложила стать мастером по нанесению штукатурки, с кем-то поделилась бизнес-идеей – на рынке отсутствует точка питания и продавцы вынуждены питаться холодными ссобойками, а среди участниц тренинга были девушки страстно желающие открыть свое кафе.

В ходе проведения тренингов, их было проведено 10 штук, было важно мне как тренеру не только поделиться знаниями по открытию своего дела, но и найти для каждого подходящую бизнес-идею.

В своей практике бизнес-тренера и консультанта по внедрению технологий репутационного маркетинга я вывела формулу успешного бизнеса – это правило «3С». Это когда умело сочетается страстное желание инициатора проекта реализовать идею (это первое С – страсть), имеющийся или сформированный спрос на продукт (это второе С), и наличие необходимых средств на реализацию идеи (это третье С).

На протяжении 10 четырехчасовых встреч мы с участниками тренинга генерировали бизнес-идеи, оценивали их с учетом уникальности, потенциала территории, проводили конкурентный анализ, изучали современные технологии продвижения и формирования спроса, вникали в особенности белорусского законодательства в области налогооблажения и регистрации субъектов малого и среднего бизнеса. Выводили, просчитывали собственные формулы успеха. Ко всеобщей радости, к моменту окончания цикла тренингов были внесены изменения в законодательство, и был расширен список видов деятельности для ремесленников и физических лиц. Тем самым, многие бизнес-идеи стали возможными для реализации даже без необходимости регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Ведь многие участники опасались без личного опыта сразу регистрировать ИП,  частные унитарные предприятия, а так у них появилась законная возможность попробовать себя в предпринимательстве, а уже в дальнейшем строить планы развития бизнеса. Так, например, Надежда Зотова, Юлия Гуринович, Светлана Малишевская смогут получать дополнительный заработок будучи физическими лицами и выплачивая единый налог, оказывая услуги по оштукатуриванию стен, ремонту одежды, осуществляя торговлю кулинарной продукцией.

За всеми этими фамилиями скрываются непростые человеческие судьбы, семейные трагедии, инвалидности близких людей, настроение безысходности и безденежья. Правильно подобранный личностно-ориентированный подход к участникам тренинга, открытие их внутреннего потенциала, и конечно, система знаний делают свое дело. Приятным сюрпризом было на финальной презентации бизнес-планов услышать о достижениях Вячеслава Угриновича, который является инвалидом второй группы с детства. Вячеслав упорно и постоянно посещал все тренинги цикла, проделывая независимо от погоды путь длиною в 30 км на велосипеде, а потом на электричке. Он преодолел сопротивление и страхи родных и решил, что все же будет оказывать услуги для физических лиц по техническому обслуживанию компьютеров и перефирийного оборудования. Благодаря очень профессиональной и доброжелательной консультации заместителя начальника инспекции МНС РБ по Пуховичскому району Михеевой Ирины Алексеевны, приглашенной на одно из занятий, Вячеслав почувствовал уверенность, что по силам ему оплачивать единый налог как физическому лицу и заниматься любимым делом.

Екатерина Гладыш за время проведения тренингов не только обрела уверенность в себе, своей идеи, но и успела открыть торговую точку на рынке. Горящие глаза Екатерины говорят все сами за себя – она довольна собой и своей деятельностью, ну, а конкуренция на рынке лишь заставляет Екатерину и ее мужа (у них семейный бизнес) искать новых поставщиков, и инструменты привлечения покупателей.

18 ноября состоялось финальное мероприятие, где участники тренинга, а их до конца дошло 14 человек,  с волнением презентовали бизнес-план своей идеи. Практически все участники или уже зарегистрировали себя в качестве индивидуальных предпринимателей, ремесленников, или в будущем будут работать как физические лица согласно Указу Президента № 337 от 19.12.2017 года.

За проведенное время вместе группа очень сплотилась, каждый видит друг в друге уже потенциального партнера, они хотят вместе расти и искать для себя новые возможности роста. И в этом сплочении и личностном развитии я как бизнес-тренер вижу главное преимущество таких образовательных мероприятий по обучению основам предпринимательства. Успех во многом зависит от личной мотивации участника, профессиональных способностей тренера и атмосферы в коллективе. Нам удалось!

 

Директор Репутационного Агентства, бизнес-тренер, автор тренингов по обучению предпринимательству Рощина М.В.

Похожие записи

Верх