Неслышащие водители Uber: «Каждый день – приключение»!

Фото 16 004

Вызывая Uber, будьте готовы, что к вам может приехать один из неслышащих водителей. В эксклюзивном интервью SocNews.by они рассказали, как находить общий язык и любить своё занятие.

 

Михаил Шакалов

Михаил Шакалов

Михаил Шакалов

35 лет, женат, воспитывает двоих детей – 12 и 3 лет, сотрудничает с Uber. Любит путешествовать, побывал в Украине, США, Сингапуре.

— Я рос в поселке Красная слобода Солигорского района с родителями и братьями. В детстве слышал хорошо, но в 8 лет перенес менингит и полностью потерял слух. Пришлось начинать новую жизнь в Минске, в школе-интернате №13, где познакомился с другими слабослышащими людьми. А ведь до этого я думал, что единственный такой на всей планете!

После школы поступил на слесаря в ПТУ №94 при тракторном заводе, а после учебы устроился на Минский тракторный завод, где проработал 17 лет, поднялся с третьего до высшего – шестого – разряда.

Мечта

С детства мечтал водить машину. Наблюдал, как папа водит, а со старшим братом чуть ли не ругались, кого отец будет учить водить.

В 18 лет я пошел учиться на права. Быстро освоил практику и был уверен, что легко сдам экзамены. Но все оказалось серьезнее: теорию пришлось пересдавать не один раз. Но я упорный, выучил так, что вопросов у экзаменаторов больше не было, и права получил.

Пару лет спустя с будущей женой Екатериной приехали в поселок к родителям. По этому случаю отец разрешил взять его машину, чтобы свозить невесту на дачу. Но поехали мы не на дачу, а в Минск!

Через неделю, когда возвращал машину, папа ни слова не сказал, но осмотрел ее очень внимательно. Увидел, что царапин нет, все в порядке. После этого подарил «Жигули», «шестерку». А уже после свадьбы я ее продал и купил иномарку.

Работа

После 17 лет работы на заводе захотел что-то поменять. Хотелось чего-то другого, в первую очередь, свободного графика. Стал искать предложения работы для водителей.

Хотел устроиться личным водителем, но для неслышащего это оказалось проблематично. Именно тогда увидел информацию о том, что можно сотрудничать с Uber. Страхи и сомнения, конечно, были. Но решился и стал собирать документы.

В примечании к заказу Uber всегда указывается, что водитель глухой или слабослышащий. Но не все люди читают информацию до конца, просто заказывают. Поэтому всякие случаи бывали. Например, такой. Клиент – молодая девушка. Едем, а лицо у нее какое-то недовольное. Доехали до места назначения. Она вышла, дверью хлопнула, а затем – звонок из офиса Uber. Сказали, что на меня поступила жалоба. Оказывается, клиентка попросила в другом месте выйти, а я, с ее слов, просьбу проигнорировал, всю дорогу не обращал на нее внимания, странно себя вел… А на пометку о неслышащем водителе она даже внимания не обратила.

С тех пор стараюсь, когда человек ко мне садится, сразу пояснить: я не слышу. Кто-то говорит: «Да, я знаю», а кто-то – «Спасибо, что предупредили».

Большая часть относится с пониманием. Проблем обычно нет. Блокнот у меня всегда есть: если вопросы – человек напишет.

Каждый день – приключение! Много приятных моментов: когда пассажир после поездки говорит на жестовом языке «Спасибо». Один раз человек даже специально по дороге в интернете искал, как это сделать. Или просто пишут в телефоне «Большое спасибо». Это очень важно для меня: чувствовать, что нас, глухих, уважают.

Что будет дальше…

Я хотел бы продолжать сотрудничать с Uber. Но немного волнуюсь перед прохождением процедуры переосвидетельствования для медсправки с правом найма: ведь ее при глухоте выдают в индивидуальном порядке. Но я надеюсь, что если один раз дали, то и в будущем не откажут.

***

 

 

Виктор Давыдов

Виктор Давыдов

Виктор Давыдов

28 лет, минчанин. В браке 9 лет, сыну 1,5 года. Жена работает на предприятии общества глухих.

— Всем знакомо такое чувство, будто бы нос заложен – вот так у меня со слухом. До 16 лет я слышал пусть не на 100%, но достаточно хорошо. Учился в обычной школе до 8 класса. А после слух ухудшился, пришлось перейти в спецшколу №91.

После был колледж электроники по специальности «Оператор ЭВМ». Колледж электроники уже десять лет набирает специализированные группы для неслышащих ребят, в учебе помогает сурдопереводчик.

Когда окончил колледж, отработал распределение и сразу уволился: душа не лежала. Перед тем, как уволиться, искал другую работу. Единственное, что нашел – Минский автомобильный завод. Там и работал два года слесарем.

Первое авто и работа по душе

Права получил в 2007 году. Учиться и сдавать на права было несложно: давно тянуло к машинам. Папа водил машину, я постоянно его просил: научи.

Первая машина была Жигули «восьмерка». Сейчас купил новую, «Рено Логан», 2017 года.

Про Uber узнал благодаря «сарафанному радио». А поскольку водить машину очень люблю, решил попробовать. Сначала просто подрабатывал по вечерам, а со временем перешел на стандартный и удобный график.

Слышать мне помогает слуховой аппарат, на речи потеря слуха не сказалась. Поэтому часто мне задают вопросы: «Почему написано, что водитель неслышащий, вы же говорите хорошо?». Объясняю, что я со слуховым аппаратом, без него разговаривать с вами не смогу. Вот, пожалуй, единственная особенность в общении с клиентами.

В остальном все устроено очень удобно: не обязательно общаться с клиентом, у водителя в телефоне есть вся информация о поездке. Это очень большой плюс для людей с нарушением слуха.

С моей точки зрения Uber большие молодцы, что дают возможность заработка для таких людей, как мы. Ведь у нас очень узкий круг доступных специальностей и возможностей. Если человек хочет работать, у него получается, то зачем препятствовать этому?.. Наоборот, нужно только посодействовать, как мне кажется!

За рубежом люди с нарушением слуха работают во многих сферах. Неплохо было бы перенять заграничный опыт и внедрить его у нас.

***

 

 

Артем Гринько

Артем Гринько

Артем Гринько

31 год, женат, сыну скоро будет год. Первый неслышащий в Беларуси, кто начал сотрудничать с Uber. Занимается смешанными единоборствами, греко-римской борьбой. Серебряный призер чемпионата Беларуси по вольной борьбе среди неслышащих.

— До сотрудничества с Uber работал в одной фирме: делали на заказ столы, шкафы, вешалки, рекламные щиты из композитных материалов и т. д. С работой я справлялся хорошо, мы сдружились с директором. как-то спросил у него: «Почему ты меня взял?». Оказывается, у него младший сын не может говорить.

Но фирма обанкротилась и закрылась. Пришлось искать другую работу. Часто бывало: звонишь, договариваемся о встрече, прихожу – а мне говорят: «Нет, мы уже взяли другого человека!» Многие боятся барьера, сложностей в общении.

Сотрудничество с Uber – без проблем

В интернете увидел, как неслышащий из Беларуси, проживающий в США, рассказывает о себе, о своей жизни и о сотрудничестве с Uber. Меня это заинтересовало настолько, что я сразу начал разыскивать всю доступную информацию.

Люди относятся с уважением: показывают, что все хорошо, классно. Благодарят, говорят «спасибо» на языке жестов. Часто оставляют положительные отзывы и ставят высокие оценки.

Бывает, правда, что некоторые заказывают – и сразу отменяют. Мне кажется, отпугивает пометка, что водитель слабослышащий: им проще отменить заказ и найти другую машину, чем ехать со мной.

Но отрицательных моментов гораздо меньше, чем положительных. Если клиент садится и начинает что-то говорить, я просто показываю, что не слышу, и поездка продолжается.

Каково быть неслышащим

Самые большие сложности – с поиском работы. Иногда отказывают, потому что действительно не могут взять, но обиднее, когда могут – но не хотят. Единственный вариант – искать через знакомых. Но все равно возможностей не так много, особенно для достойного заработка. А хотелось бы, чтобы их становилось больше, чтобы в Беларуси развивались условия для неслышащих. Есть же опыт других стран, крупных компаний, который было бы неплохо перенять и нам.

 

Беседовал Василий Ядченко,

фото автора

Похожие записи

Верх