Почему стать ненужным — основная задача тьютора? И кто это вообще такие?

2

Елена работает тьютором. Кем-кем? 

Официально нас нет

Узнала об этой работе случайно: увидела объявление в соцсетях. В то время училась на 4 курсе факультета философии и социальных наук БГУ. Специализация – медицинская психология. Работа с детьми с расстройствами аутистического спектра – хорошая возможность реализовать полученные в университете навыки.

Официально в Беларуси нет профессии «тьютор». В трудовой книжке у меня указана должность «воспитатель». Но на самом деле тьютор – специалист по индивидуальной адаптации детей. Его задача-координация взаимодействия между ребенком, сверстниками, учителем и родителями ребенка.

Дети с аутизмом воспринимают реальность своеобразно, и тьютор с помощью специальных методик помогает ребенку учиться и выстраивать систему отношений с окружающими.

 

Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуализации и индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного образования. (Источник)

 

Ожидала увидеть хмурых детей

Знала, что аутисты испытывают трудности с социальным взаимодействием, общением с помощью слов или жестов. Ожидала увидеть хмурых детей, не отрывающих глаз от пола и выкладывающих предметы в одну линию.

Школа встретила обычным детским гомоном, а мой подопечный при первой же встрече улыбнулся и вскоре потянул смотреть его рисунки.

 

01

 

Проявления аутизма могут быть самыми разными: один ребенок демонстрирует блестящие результаты в математике, но при этом может выхватить телефон из рук преподавателя и со смехом убегать.

У другого ярко выраженные творческие способности, но во время урока он может громко захлопать в ладоши. Третий – любознательный, с развитыми социальными навыками и может в течение часа пересматривать один и тот же фрагмент любимой передачи.

Чувствительность к отдельным раздражителям у таких детей может быть повышенной или пониженной: кто-то любит поглаживания, а кому-то даже контакт кожи с одеждой доставляет мучительные ощущения.

Поведение детей с аутизмом часто воспринимается окружающими как непредсказуемое, а потому вызывает опасения. На самом деле оно вполне логично и закономерно, надо понять его внутренние причины, цель.

Причины того, что ребенок громко стучит по столу во время урока, могут быть разные: сигнал, что он устал и нуждается в отдыхе, либо что-то не понял и привлекает внимание учителя. От этих причин будут зависеть и способы дальнейшей работы с ребенком, поэтому без понимания природы аутизма работа тьютора невозможна.

Основная задача – стать ненужным ученику

Основное в работе – сопровождение ребенка и помощь ему во время уроков и групповых занятий. Нужно уметь незаметно для окружающих активизировать его словом, жестом, или карточкой. Или, наоборот, если во время занятия ребенок громко кричит, хлопает в ладоши, стучит по столу и т.п.,  нужно быстро сориентироваться в причине такого поведения и скорректировать его.

При возникновении проблем с усвоением учебного материала необходимо перевести информацию на понятный ему язык. Помощь приходится оказывать и в обычных моментах школьной жизни: в совместной деятельности с одноклассниками или досуга (особенно во время перемен или в столовой).

Тьютор всегда внимательно наблюдает за своим подопечным и ежедневно фиксирует особенности его поведения, чтобы затем проанализировать.

Моя задача, чтобы ребенок постепенно приспособился к социальным правилам и перестал нуждаться в посторонней помощи. Основная задача тьютора – стать ненужным ученику.

Школьная перемена – время для обучения

Всегда очень волнуюсь перед первой встречей с подопечным: удастся ли сразу установить психологический контакт с ребенком, возникнет ли между нами взаимопонимание и доверие. От этого зависит эффективность нашего будущего сотрудничества.

Сложно не только постоянно контролировать состояние ребенка и оперативно реагировать в критической ситуации, но всегда излучать спокойствие, терпение и дружелюбие. Малейшее изменение интонации в голосе может вызвать у ребенка отторжение и свести на нет все предыдущие достижения.

Как у любого молодого специалиста, у меня есть сложности из-за недостатка информации и опыта. Выход – непрерывное самообразование. В сети множество веб-ресурсов, посвященных аутизму со ссылками на литературу, статьи и обучающие вебинары.

Для освоения прикладного анализа и сенсорной интеграции очень помогло участие в проекте «Инклюзивный сервис», организованном Центром проблем детского развития «Левания». Очень благодарна прекрасным специалистам, рассказавшим о различных аспектах работы с детьми и поделившихся опытом.

Одна из проблем тьюторов, работающих в обычных школах – неприятие детьми ребенка-аутиста. Но в школе, где работаю я, учатся дети с различными речевыми нарушениями, поэтому проблемы социальной изоляции не заметила. Одноклассники воспринимают всех детей как члена коллектива.

Проблемы возникают из-за неумения ребенка выстраивать отношения с окружающими, и помочь ему в этом – одна из главных задач тьютора. Школьные перемены – отличная возможность для обучения налаживанию контактов со сверстниками во время игры.

 

1

 

Тьютор – учитель – родители

Роль тьютора не ограничивается только сопровождением. Он – связующее звено между ребенком и окружающими людьми, поэтому в школе я всегда работаю в тесном контакте с учителем. Важно, чтобы учитель понимал: тьютор не конкурент и не контролер, а надежный помощник (особенно во время групповых занятий).

Мне повезло, большинство учителей нашей школы педагоги-дефектологи с большим опытом работы. У нас сразу сложились хорошие деловые отношения.

Тьютор всегда поддерживает очень тесные отношения с родителями подопечного, ведь я беру на себя ответственность за ребенка во время его нахождения в школе. Поэтому ежедневно информирую родителей по телефону или в письменной форме обо всех событиях, связанных с нахождением сына или дочери в школе.

Восхищаюсь мужеством родителей. Они любят своих особенных детей и с честью выполняют главную задачу – вырастить и воспитать своего ребенка. Им приходится очень нелегко – наше общество только начинает открываться для людей с особенностями.

Хочу продолжить работу в этом направлении. Сейчас учусь в магистратуре. Тема магистерской диссертации напрямую связана с проблематикой раннего детского аутизма. Надеюсь, ее результаты помогут мне в дальнейшей работе.

Общество для каждого

Положительные изменения есть. Общество становится более открытым для людей с особенностями. На телевидении появилась социальная реклама, заявили о себе различные общественные организации. Но мне кажется, этого недостаточно.

Хотелось бы видеть общество, в которое включен человек с любыми особенностями. Чтобы человеку не приходилось подстраиваться под общество, а наоборот – чтобы общество подстраивалось под индивидуальные потребности человека.

 

 

Беседовал Ян Рудик

Похожие записи

Верх