Как вырастить успешного сына? Бить или любить?

Screenshot_13

Из всех возможных решений выбирай самое доброе. Не самое обещающее, не самое рациональное, не самое прогрессивное и, уж конечно, не самое эффективное — самое доброе! […] конечно же, слова эти — не рецепт, не каждому дано быть добрым, это такой же талант, как музыкальный слух или ясновидение, только еще более редкий.
А. и Б. Стругацкие, “Волны гасят ветер”

Вчера в кинотеатрах начался показ фильма “Временные трудности”. Главные роли исполнили Иван Охлобыстин и Риналь Мухаметов. Фильм раскрывает тему отцовства в необычном ключе. Охлобыстин, отец шестерых детей, вжился в роль родителя ребенка с ограниченными возможностями.

maxresdefault

Мальчик Саша родился с ДЦП. Его отец, человек жестких моральных принципов, не терпящий слабость ни в каких проявлениях, не согласен с диагнозом, решает во что бы то ни стало поставить сына на ноги. Многочисленные тренировки, порой переходящие в откровенные издевательства (не успеваешь сам завязать шнурки? не пойдешь в кинотеатр на фильм, о котором так мечтал).

Спустя какое-то время главного героя парализует, безутешная мать водит его по врачам и шаманам, но ничего не помогает. Тогда отец бросает его прямо посреди тайги и говорит — ну что, до дома сто километров, ползи!

 

Screenshot_11

И о чудо! Юноша ползет, ползет, натыкается на медведя (какой “интересный” оммаж на “Выжившего”) и от злости излечивается.

Саша уезжает из родительского дома, не общается с отцом много лет, и дальше нам сразу показывают его взрослого: преуспевающего бизнес-коуча, полного задора и решимости, а еще жестокости. Саша приезжает в родной город, чтобы разорить бизнес отца.

В когнитивистике есть понятие систематической ошибки выжившего.
Например, известно расхожее мнение о доброте дельфинов, основанное на рассказах пловцов, которых животные толкали к берегу, но нет данных от тех, кого толкали в обратном направлении. Хорошо, конкретно этот человек превозмог невзгоды. Спорная реабилитационная программа отца не надломила его, не ухудшила физического состояния, но — поставила на ноги. Вдохновляющая история успеха превращается в иллюстрацию ошибки выжившего. Сила воли и тяга к победе — это прекрасно, но фильм обесценивает труд и страдания тех родителей, чьи дети больны серьёзней и никогда не смогут самостоятельно встать на ноги. Вдумайтесь, теперь всякий, посмотревший фильм, может им кинуть: ваш ребенок не ходит, его парализовало? Вы просто недостаточно стараетесь. Врачи бессильны, а у вас просто нет силы воли и тяги к победе!

В конце фильма нам говорят: ну как же. Это всё глазами ребенка было, а ребенок часто преувеличивает жестокость родителей и окружения (и нам услужливо подбрасывают кадры, которых не было в начале. Мол, на самом деле было не совсем так!).

 Это очень противоречивый фильм. У людей ослабленных он вызовет страх. Людям глупым или озлобленным он даст инструмент для давления на окружающих. Люди, далекие от медицинского понимания проблемы, могут подумать, что любую болезнь можно вылечить исключительно силой духа. Для остальных фильм не предлагает ничего, кроме как проследить грустную историю становления человека, который выжил и стал успешен. Несмотря ни на что, справился.

Но справляются не только вопреки, но и благодаря. А благодарить за исполнение в жизнь народной мудрости “бьет, значит любит” — это уже стокгольмский синдром.

Обзор подготовила Светлана Изварина

Похожие записи

Верх