Вывести в жизнь. Как шесть проектов помогают

a-helping-hand-cristian-bernal

В Беларуси людей с интеллектуальными и психологическими нарушениями с раннего детства изолируют от общества.

Система образования и соцзащиты работает так, что «особенный» человек не имеет шанса научиться жить в обществе. Офис по правам людей с инвалидностью запустил кампанию «Деинституциализация», чтобы этот шанс дать.

Почему Деинституциализация

Заботу о людях с нарушениями работы интеллекта и (или) психики в Беларуси берет на себя государство. Как только человеку ставят диагноз из длинного перечня заболеваний, он попадает в конвейер из институций. Сначала интернат для детей, потом психоневрологических интернат для взрослых или дом престарелых и инвалидов.

Варианты в цепочке могут меняться, но суть остается — для инвалидов создан оторванный от обычной жизни мир, в котором им полагается жить. Жизнь в этом мире состоит из одинаковых дней и в ней мало радостных моментов. Примерно как в тюрьме.

В развитых странах практика другая: «особенных» людей специально обучают и находят им место в обществе. Они приносят пользу, зарабатывают свои деньги и живут настолько полноценной жизнью, насколько возможно.

В такой схеме не нужны большие государственные институции, маленькие некоммерческие инициативы вполне успешно учат жить. Так и выглядит деинституциализация — из закрытых учреждений в открытый мир с помощью маленькой группы друзей.

Шесть программ

Сразу шесть таких локальных инициатив объединила кампания «Деинституциализация». Они стартовали четыре месяца назад в четырех городах Беларуси: Жлобине, Столине, Гродно и Минске.

Проекты поддерживают включение в социум людей с психосоциальной и интеллектуальной инвалидностью, развивают возможности для независимой жизни. Задача — усилить способность людей полагаться на себя и строить свою жизнь. Эти навыки помогут не попасть в интернат.

В рамках кампании минские специалисты запустили группы поддержки для людей с психическими заболеваниями. Школа решения бытовых, юридических и финансовых вопросов заработала в Жлобине. А в Столине появится  творческая мастерская для развития потенциала людей с инвалидностью.

Эти и другие проекты реализуются при поддержке литовской организации «Перспективы психического здоровья». Финансовую поддержку проекта оказал Европейский союз.

«Решайте сами»

19 статья Конвенции о правах людей с инвалидностью ставит целью помощи «Самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество». Помогает реализовать эту цель проект «Учитесь с НАМИ — решайте САМИ», который работает в Жлобине.

Проект помогает 10 молодым людям с интеллектуальными нарушениями, которые сейчас живут в городе металлургов. С помощью патронатного сопровождения участники проекта смогут стать более самостоятельными.

Участники проекта осваивают финансовую грамотность. Фото: disright.org

Для этого активисты и волонтеры проводят для них тренинги и семинары. На этих событиях рассказывают о том, как распределить деньги на весь месяц и сэкономить на базовых вещах. А еще делятся своим опытом пользования компьютером и смартфоном. Показывают, как легко и быстро решать насущные вопросы с помощью современных технологий. А после каждого урока задают домашиние задания.

Они научатся очень практическим вещам: готовить, заказывать талоны к врачам через электронную регистратуру, искать ближайшую от дома аптеку и нужные лекарственные средства по наименьшей цене, заказывать еду и одежду через интернет. Узнают о первой медицинской помощи и о том, как вести здоровый образ жизни, — рассказывает о содержании программы организаторка проекта Светлана Савицкая.

Светлана и участники проекта. Фото: disright.org

Светлана и участники проекта. Фото: disright.org

Кроме семинаров организаторки предусмотрели и сеансы арт-терапии. Тут есть где разгуляться фантазии: в Жлобине научатся складывать оригами, делать большие красивые цветы из гофрированной бумаги для украшения фото-зон и фестивалей, рисовать пейзажи.

После каждого семинара участников ждет домашнее задание в виде анкеты. Этот простой способ позволяет контролировать знания, которые унесли с собой ученики. Если кто-то не смог выполнить «домашку», с ним индивидуально работают. Все построено, чтобы действительно научить быть самостоятельными и так спасти от интерната.

«Миссия выполнима»

Первичка Ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам Октябрьского района Минска несколько лет назад создал у себя социальные мастерские. Участники назвали их «Теплым домом». В шести мастерских учатся работать на компьютере, различном оборудовании, а также создавать художественные изделия.

Производство мягких кукол. disright.org

Производство мягких кукол. disright.org

В рамках проекта «Миссия выполнима» инструкторами в этих мастерских стали сами воспитанники которые смогли получить профессиональное образование. Получился равноправный процесс. В качестве мастеров производственного обучения были трудоустроены молодые люди с инвалидностью. С помощью проекта они научатся управлять коллективом, обучать, вести «бумажную» работу.

—  Мне  всегда хотелось чем-то помочь ребятам. Работаю  я специалистом по сопровождению: помогаю научить делать разные изделия, пытаюсь создать им такое рабочее место,на котором им было бы  комфортно и удобно работать . Например, у нас одна девушка очень любит работать на подоконнике и мне нужно, исходя из этого желания, создать рабочее место, которое будет соответствовать нормативам и ее желанию, — говорит новый мастер Ольга Гарипова.

Сейчас Ольга вместе с другими специалистами рассказывает своим друзьям по «Теплому дому» о правилах личной гигиены о выборе одежды для работы, суббординации в коллективе. Эти знания очень пригодятся на первом рабочем месте.

На занятии в мастерской. Фото: disright.org

На занятии в мастерской. Фото: disright.org

—Мне очень-очень нравится работать с людьми с инвалидностью, помогать им и обучать их. Они очень благодарные. В общем, я их всех люблю, — улыбается Ольга.

Сейчас в проекте 20 молодых людей работают вместе с волонтерами и специалистом по сопровождению труда. Его наняли благодаря помощи проекта «Деинституцианализация». Специалист проводит практические занятия: учит работать на промышленном оборудовании и прозводить отдельные детали. С таким опытом гораздо больше шансов найти работу.

— Наша задача — помочь ребятам с инвалидностью раскрыть свои способности. Мы работаем, чтобы их поддержать, помочь, подсказать. В этом и есть прелесть проекта. Никто бы не возился так с нашим ребятами в условиях открытого рынка. Но они очень гордятся своей работой и очень стараются, — рассказывает координаторка проекта Наталья Амплеева.

С помощью проекта  двое участников получили профессиональное образование, а еще один молодой человек с помощью новых знаний поступил в колледж. Он также сможет вернуться в «Теплый дом» и помочь друзьям найти свой путь в жизни.

 

Текст подготовлен в рамках кампании #stophateby

Похожие записи

Верх