IT-шник без в/о. Сэкономил 2 года – заработал 50 000 долларов

content_083540kw3x2zbszwqbmbmm

В IT-сферу можно уйти со школьной скамьи после 9 класса и быть конкурентоспособным на рынке труда. Анализируя цифры средних зарплат в IT, видно: можно сэкономить два года и заработать за это время порядка 50 000 долларов.

Билл Гейтс, Марк Цукерберг, Шон Паркер известны всему миру.Гейтс, отчислившись после двух лет с юридического факультета Гарварда, стал одним из основателей компании Microsoft. Марк Цукерберг, проучившись 2 года на психолога, открыл проект Facebook. Шон Паркер – программист-самоучка и бывший хакер, стажировался в стартапе FreeLoader совместно с ЦРУ.

Михаил Вага, будучи еще студентом БНТУ, изобрел собственное портативное зарядное устройство «HandEnergy».

Михаил Вага

Михаил Вага

Всех их объединяет одно – великий ум без высшего образования.

Можно преуспеть в IT-сфере, не оканчивая ВУЗ? Возможно ли быть годным айтишником после колледжа?

На самом ли деле IT – элита?

По данным dev.by на февраль-май 2019 года средняя зарплата белорусских айтишников составила 4558 белорусских рублей или 2200$. Младшие программисты с опытом работы хотя бы в год получают 600 долларов, а без опыта – по минимуму. В среднем показатели в отрасли достаточно высокие, но для молодого специалиста в сравнении с другими странами – это все-равно низкая зарплата.

Колледж или ВУЗ

Андрей Зорин, филолог и историк, говорил: «Высшее образование сейчас – это выдача дипломов людям, которых не учат ничему вообще или почти ничему». Но почему так происходит? Ведь вступление в Болонский процесс должно было принести образовательные реформы. Объяснением может послужить мнение Александра Лукашенко: «…реформами мы никогда заниматься не будем. Мы должны совершенствовать то, что имеем сегодня».

Ежегодный выпуск ІТ-специалистов с высшим образованием в Беларуси примерно 7 тысяч по данным belarus.by. Поставкой молодых кадров в мир информационных технологий занимается 21 университет. Но айтишником можно стать, не только окончив высшее учебное заведение, но и среднее.

Министр образования Игорь Карпенко комментирует: «Ежегодно около 17% выпускников 9-х классов и более 22% выпускников 11-х классов белорусских школ поступают на уровень среднего специального образования».

 Игорь Карпенко

Игорь Карпенко

Например, Новопольский государственный аграрно-экономический колледж (НГАЭК) готовит специалистов профессии «техник-программист» с квалификацией оператора ЭВМ.

Новопольский государственный аграрно-экономический колледж (НГАЭК)

Новопольский государственный аграрно-экономический колледж (НГАЭК)

Почему НГАЭК?

Обучение после 9 и 11 класса. В УО «НГАЭК» на специальность техник-программист можно поступить как после 9 классов (срок обучения 3 года 7 месяцев), так и после 11 (2 года 7 месяцев). Учащимся, пришедшим после 9 классов, на 1 курсе параллельно с новыми предметами додается школьный материал за 10 и 11 класс. Специальные дисциплины в такой группе углубленно начинают изучаться со 2 курса.

По данным колледжа за 2018/2019 учебный год группа ПО усваивает материал лучше с постепенно увеличивающейся нагрузкой и сложностью.

 

Средний балл при поступленииСредний балл после первой сессииОтметки 7-10 после I семестра
(из 30 учащихся)
Группа ПО
(после 9 класса)
7,97,915 человек
Группа СПО (после 11 класса)7,36,92 человека

 

Учащиеся группы СПО считают: «тяжелее всего сразу погружаться в программирование без раскачки – не каждый выдерживает резкий и быстрый ритм учёбы».

Боремся до конца? По данным сводной ведомости за 2017/2018 учебный год из группы ПО после первого курса ушёл 1 человек, а из СПО – 9 человек. На апрель 2019 года после начала специальных дисциплин группа ПО уменьшилась на 3 учащихся, а СПО – на пятерых.

Таким образом, видно: учащиеся после 9 класса заинтересованы в продолжении обучения больше, чем после 11. Представители группы СПО осознают: учеба им не интересна или не по силам, поэтому решают пробовать себя в чем-то другом.

Заместитель директора по учебной работе Крумкач Тамара Николаевна объясняет: «Абитуриенты выбирают специальность по примерным проходным баллам и не всегда могут угадать. На первом курсе им все дается легко и средний балл удерживается на одном уровне со школьным, но после начала специальных дисциплин детям все сложнее погружаться в учебу в полной мере. Пропустив одну дисциплину, можно отстать по всем остальным, если не заниматься дополнительно».

Крумкач Тамара Николаевна

Крумкач Тамара Николаевна

Первокурсник Александр пришёл в колледж после 11 класса и почти сразу ощутил отличие от школы: «В школе, если пропускаешь уроки, грозят звонком родителям и вызовом их к директору – безобидно. Но вот в колледже система пропусков серьезнее. Был период, когда я погрузился в спорт и общественную деятельность и забывал ходить на пары – мне это аукнулось. Теперь ищу возможность сдать долги по лабораторным и не отчислиться».

Стоит уходить после 10 класса?

По данным колледжа первый год обучения группа ПО продолжает изучать школьные предметы: русский язык и литература/белорусский язык и литература, иностранный язык, всемирная история, обществоведение, физика, химия, биология и география. Проанализировав статистику по средним баллам, видно: большинство учащихся в таких группах уходят, когда по программе начинаются специальные дисциплины.

Учащиеся утверждают: уверенность выбора профессии уменьшается с каждым годом после поступления. Выпускник этого года группы ПО Владислав рассказывает: «Понял, что выбрал не ту профессию, еще на курсе первом или в начале второго. Поменять направление не решался долгое время, потом оказалось: диплом уже тут. Пройду защиту, получу диплом и пойду работать уже руками, а не умом».

Возникает вопрос: а насколько осознанным был выбор этих учащихся при поступлении? А может абитуриентам колледжей стоит уходить из школы после 10 класса – тогда и знаний будет побольше, и выбор специальности осознаннее.

Студентка 3 курса группы СПО Александра объясняет: «Выбор колледжа для меня было спонтанным решением. Я даже и не думала выбирать программирование. После окончания колледжа я пойду учиться дальше, но уже по другой специальности, которая мне ближе».

О переводе в другой колледж и резкой смене специальности девушка даже не задумывается, ведь «корочка» лишней не будет.

100% распределение – это миф или реальность?

Сравнивая 2015 и 2016 годы, видно: количество распределенных выпускников на должность «техник-программист» возросло на 4 человека.

1

Сравнивая 2017 и 2018 годы, видно: количество распределенных выпускников на должность «оператор ЭВМ» сократилось на 2 человек. Не получив предложений устроиться по специальности, молодые специалисты работают на должностях «электромонтер охранно-пожарной сигнализации» и «специалист по идентификации животных».

2

Исходя из этой информации понятно: колледж пытается по максимуму заполнить ниши вакансий своими специалистами, однако с годами количество выпускников, работающих не по специальности, возрастает.

Учиться, учиться и еще раз …

По данным за прошлый год 8 выпускников группы СПО поступили в университет на заочное для получения высшего образования по той же специальности. «Знаний, полученных в колледже, не хватает при самостоятельном трудоустройстве» – аргументируют выпускники.

Сергей Касперович, начальник главного управления профессионального образования Министерства образования, утверждает: «Цель высшего образования как раз в этом и состоит, чтобы специалист умел учиться и переучиваться».

Сергей Касперович

Сергей Касперович

Из 90 тысяч вакансий высшее образование требуется в 16,9 тысячи, общего среднего хватит в 31,8 тысячах мест, базового – у полутора тысяч нанимателей по данным sputnik.by.

Весь опыт – в практике

В Новопольском государственном аграрно-экономическом колледже наблюдается тенденция подработки некоторых учащихся на 3-4 курсах с последующим прохождением практик. После успешного прохождения преддипломной практики организации могут забрать на распределение молодых специалистов.

Согласно документам, основные места распределения выпускников колледжа – КСУП «Экспериментальная база «Натальевск», ОАО «Минский мясокомбинат», школы и колледжи г. Минска, отделы Департамента охраны, ОАО «Агрокомбинат Дзержинский», отдел образования, спорта и туризма.

Можно ли стать годным айтишником, окончив колледж?

Понятие «годного айтишника» подразумевает свободное владение навыками программирования, подпитанное твердой теоретической основой. ВУЗы и колледжи дают почти одинаковую программу обучения: схожие дисциплины, прохождение учебных и технологических практик. Единственное, но важное, отличие – количество часов на лабораторные занятия.

В Новопольском колледже количество лабораторных работ по дисциплинам «Компьютерные сети», «Конструирование программ и языки программирования» и «Технология разработки ПО» почти в 2 раза больше (по 30 работ), чем в некоторых ВУЗах. Важное преимущество НГАЭК перед многими университетами – изучение внутренней структуры и работы с 1C. Знание 1С – большой плюс к трудоустройству, причем бесплатный, в сравнении с дополнительными курсами.

учащиеся 2

«Если добросовестно учить и разбираться в материале, то с такой учебной программой выпускнику Новопольского колледжа можно уверенным шагом идти устраиваться на работу в EPAM» – заметил представитель одного из ВУЗов, просмотрев программу перспективного ССУЗа.

Самообразование и саморазвитие – важнейшие аспекты для подготовки молодых специалистов. В век информационных технологий сложно обучаться в этой сфере: пока специалист учится, технологии непрерывно развиваются. Поэтому ни один ВУЗ или колледж страны не сделает из ботана в очках и с ноутбуком в руках годного IT-специалиста, если он сам этого не захочет.

 

Дарья Мохова

Похожие записи

Верх