Круглый стол «Перспективы безотметочного обучения в средней школе

2
Безотметочное обучение гуманизирует школьное образование, но требует высокого профессионализма педагогов.

Такое мнение высказали участники круглого стола «Перспективы безотметочного обучения в средней школе.
 
Как рассказала начальник отдела организационно-методического сопровождения образовательного процесса Национального института образования (НИО) Лилия Кузнецова, в белорусских школах отметки не выставляются ученикам первых и вторых классов, а также ученикам третьих и четвертных классов по четырем предметам — музыке, изобразительному искусству, трудовому обучению и физической культуре и здоровью.
 
Безотметочное обучение позволяет сохранить психологическое здоровье детей, считает специалист. «Дети имеют право на ошибку. Даже сейчас в нашем инструктивном письме говорится, что дети в прописях могут пользоваться не только шариковой ручкой, но и карандашом, чтобы они могли стереть и сделать так, как нужно, — рассказала она. — Ребенок идет в школу без страха, он может общаться с товарищами и не соревноваться с ними, ребенок еще не может оценить свою работу: он очень старался, но вдруг у него не очень хорошо получилось, он этого не понимает, он старался, значит, учительница имеет право его тоже похвалить».
 
Для дальнейшего внедрения безотметочного обучения в начальной школе, по мнению Кузнецовой, необходимо готовить учителей, начиная с педагогических вузов. «Эту систему отметки учитель должен принять сердцем. Только высокий профессионал, творческий человек может реализовывать систему так, как задумано», — пояснила она.
 
Специалист также подчеркнула, что безотметочное обучение не означает, что работа ребенка не оценивается, оно требует от педагогов творческого подхода в выборе формы оценки.
 
Начальник управления мониторинга качества образования НИО Валентина Гинчук, отметила, что реализация идеи безотметочного обучения требует большой работы по совершенствованию профессиональной культуры учителя и большой информационно-разъяснительной работы с родителями учащихся. «Идея безотметочного обучения хороша, и она действительно способствует гуманизации образовательного процесса, но реализовать эту идею может педагог-профессионал, и сегодня мы имеем в этом вопросе затруднения», — подчеркнула она.
 
По словам Гинчук, противники данного подхода среди его недостатков называют снижение мотивации детей к изучению предмета, а также отсутствие у родителей возможности проконтролировать успехи своего ребенка в школе.
 
Среди учителей начальных классов нет однозначного мнения об эффективности безотметочного обучения учащихся первых и вторых классов, которое в настоящее время внедрено в Беларуси, отметила также Валентина Гинчук.
 
По ее словам, проведенный в прошлом году опрос педагогов младшей школы всех регионов страны показал, что 24% из них считают безотметочное обучение в первом-втором классах эффективным, еще столько же также считают этот подход эффективным при условии, что учителя будут освобождены от излишней документации, и 46% опрошенных назвали данный метод оценки неэффективным.
 
Кроме того, 40% опрошенных считают, что выставление отметок по десятибалльной шкале учащимся необходимо ввести во втором классе, 33% считают возможным перейти к выставлению оценок уже со второго полугодия первого класса.
 
Как рассказала Гинчук, с 2008 по 2012 годы в Беларуси проходил эксперимент по апробации безотметочного обучения учеников третьих и четвертых классов по четырем предметам — музыке, изобразительному искусству, трудовому обучению и физической культуре и здоровью. «Эксперимент дал положительные результаты. По его итогам был сделан вывод, что учащиеся качественно усваивают содержание уроков, успешно справляются с заданиями третьего, четвертого и пятого уровней, где необходимо применять знания в знакомой и незнакомой ситуации, у них снижен уровень тревожности, они не боятся ошибиться и самое главное — у этих учащихся сформировались внутренние мотивы к учебной деятельности», — отметила она, добавив, что в 2011/2012 году данная модель оценки была внедрена по всей стране.
 
Кроме того, рассказала Гинчук, эксперимент повлиял на отношение родителей к безотметочному обучению: если в начале проекта идею поддерживали только 46% родителей, то на последнем этапе их было уже 63%. Аналогичный эксперимент по безотметочному обучению изобразительному искусству среди учеников пятых классов показал отрицательные результаты, и у детей отмечалось снижение мотивации.
 
Учитель начальных классов, кандидат педагогических наук Светлана Гин поделилась информацией о том, что опрос 440 учеников третьих и четверых классов, участвовавших в эксперименте в Гомельской области, показал: 94% третьеклассников и 75% четвероклассников хотят учиться с отметками. При этом 60% третьеклассников и 44% четвероклассников признались, что хотели бы получать в школе только «девятки» и «десятки», и большинство из них — с целью «порадовать родителей». В то же время 57% школьников сообщили, что их плохие отметки вызывают негативную реакцию родителей.
 
Пресс-секретарь ведомства Юлия Ванина остановилась на таком моменте: анализ обращений в Министерство образования показал, что многие родители в Беларуси не умеют общаться со своими детьми и их учителями. «У первоклассника-второклассника, когда он приходит домой, до сих пор спрашивают, что он получил. Они не спрашивают, как он провел день, как его оценила учительница, понравился ли его рисунок или как он решил задачу. Все спрашивают, что он получил, потому что это проще», — отметила она.
 
Между тем, на сайте Минобразования размещены примеры вопросов для родителей, которые они могли бы задать ребенку после школы, потому что «молодые родители очень часто уходят от самой школьной темы в воспитательные и психологические вопросы». «Родители в основном выросли на оценочной системе, и им проще задать вопрос, была ли двойка, чем: «Расскажи мне о чем-то хорошем, что произошло с тобой сегодня в школе?» — константировала пресс-секретарь.
 
Отношения родителей с учителями складываются «еще сложнее», считает она. «Есть интернет, социальные сети, и гораздо проще задать вопрос министру, чем подойти к учительнице, — такое тоже бывает. Приходят к нам вопросы граждан: почему неправильно поставили отметку, если это третий или четвертый класс; родители не понимают, как учится их ребенок в первом классе. Почему-то проще задать нам вопрос, чем днем подойти к учителю и спросить, как развивается ребенок», — сказала она.
 
Как отметил семейный психолог, отец четверых детей Андрей Туровец, родители неохотно обсуждают вопросы образования детей даже между собой на родительских собраниях. «Родители успешных детей тихонько сидят и радуются, а родители неуспешных детей или не приходят, или говорят: «Ничего, вырастет, будет рабочим, ничего страшного». И педагог остается с этим один на один и часто даже обратной связи не имеет», — пояснил семейный психолог.
 
По мнению специалиста, интересы семьи и школы необходимо объединить. В частности он предложил организовать родительские группы и провести методические встречи «с наиболее адекватными, успешно работающими учителями» разных классов. «Это займет время, вызовет полемику, но можно провести экспериментальные круглые столы, и по итогам принять какую-то декларацию, намерения, чтобы это не выливалось в прямое обращение к министру по интернету», — резюмировал Туровец.
 
Пресс-центр Министерства образования

Похожие записи

*

Верх