За 5 лет работы на горячую линию для пострадавших от домашнего насилия поступило почти 10 тысяч звонков

hand-1832921_960_720

Общенациональная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия 8-801-100-8-801 работает в Беларуси уже 5 лет. С момента основания консультанты сервиса приняли 9 912 звонков.

В большинстве случае на линию обращаются сами пострадавшие – 80%. Звонят также родственники, друзья, знакомые жертв домашнего насилия – 18%.

Большинство обратившихся на линию – женщины (94%). Однако, как отмечает руководительница горячей линии для пострадавших от домашнего насилия Анна Коршун, в последнее время выросло количество обратившихся на линию мужчин. С начала этого года консультантам поступило 42 запроса от абонентов мужского пола, которые страдают от насилия в семье или являются свидетелями домашнего насилия.

Реже к специалистам линии обращаются агрессоры. За все время существования сервиса зафиксировано лишь 18 запросов от людей с агрессивным поведением. Как правило, цель таких звонков – убедить консультантов, что страдающая от агрессии супруга/сожительница во всем виновата сама.

Звонки поступают со всех регионов Беларуси: из Минска – 36%, областных центров – 19%, районных центров – 18%, маленьких городов, сельской местности – 20%.

На протяжении всего периода деятельности горячей линии практически неизменным остается портрет пострадавших от насилия в семье: это женщина в возрасте 27-40 лет (34%), проживает в Минске и Минской области (47%), замужем (54%), имеет одного или двух несовершеннолетних детей (71%).

Анна Коршун отмечает, что и эти тенденции претерпевают некоторые изменения. За последнее время увеличилось количество обращений от абонентов в возрасте 51-60 лет и старше – 34%. Таким образом, каждый третий звонок поступает от лиц пожилого возраста. И женщины, и мужчины этой возрастной категории страдают от агрессивных действий со стороны детей (сыновей и дочерей), супругов, иных родственников.

Кроме того, среди жертв домашнего насилия регистрируется все больше многодетных женщин, имеющих трех и более детей на иждивении – 9%.

Агрессором чаще выступают мужчины (86%). Средний возраст обидчиков – 27- 40 лет (40%). Женщины проявляют агрессию в 14% случаев.

Как правило, насилие исходит от супруга (45%), а также бывшего супруга (13%), сожителя/интимного партнера (5%). Случается, агрессивно ведут себя сын – 13% или дочь – 5%.

Порядка 56% агрессоров имеют зависимость (алкогольную – 53%, наркотическую – 2%, игровую – 1%). Об отсутствии зависимости говорили 36% абонентов. При этом в 78% случаев акты насилия совершаются не зависимо от того, находится ли агрессор под воздействием какого-либо вещества или нет.

Пострадавшим приходится сталкиваться с психологическим насилием – 96%, физическим – 69%, экономическим – 43%, с манипуляцией и шантажом детьми – 9%, ограничением свободы и передвижения пострадавшей (-шего) – 9%, сексуальным насилием – 4%.

38% абонентов отметили, что в их семьях насилию также подвергаются несовершеннолетние дети.

Специалистками горячей линии была оказана юридическая – 33%, психологическая – 65%, социальная помощь (информация о социальной инфраструктуре в регионе проживания абонента; эмоциональная поддержка и эмпатия; обсуждение плана безопасности для пострадавшей; оценка риска жизненной ситуации абонента) – 97%, перенаправление в другие организации – 74%.

– Нам практически перестали поступать звонки с жалобами на то, что милиция не принимает заявления от пострадавшей, – подчеркивает Анна Коршун. – Однако по-прежнему мы получаем большое количество звонков от женщин, имеющих несовершеннолетних детей. Жертвы не хотят обращаться за помощью в госорганы из-за угрозы постановки детей в «в социально-опасное положение» или «нуждающийся в государственной защите».

 

Для справки

Общенациональная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия 8-801-100-8-801 была открыта 13 августа 2012 года на базе международного общественного объединения «Гендерные перспективы». Линия работает ежедневно с 8.00 до 20.00. Абонент может получить помощь психолога (кроме вторника и второй половины субботы) и юриста (дежурит на линии по вторникам с 8.00 до 20.00 и субботам с 14.00 до 20.00).

Услуги сервиса бесплатны для абонентов стационарной сети. Звонки абонентов мобильных операторов оплачиваются по тарифам соединения со стационарной сетью.

 

Похожие записи

Верх