Погулять в соседнем городе до вечера и обратно в «тюрьму». Школьница об израильском общежитии

IMG-20200720-WA0002

 Образование – тема волнующая многих. В каждой стране обучение разное. Так давайте разберемся, чем же отличается белорусская школа от израильской. В этом нам поможет Рия.

Учеба в Беларуси и переезд

Училась в одной из гимназий города Гродно 2-9 классы. Потом переехала в Израиль по программе для репатриантов, определили в Кадури – школа-интернат на севере Израиля.

Программа об обучении в Израиле

Начиная с 8 класса  стала думать о том, что не хочу поступать в белорусский университет или же в принципе оставаться там жить. Искала различные программы обучения за рубежом. Сначала думала о поступлении в Польский университет. 

А в 9 классе ко подошла мама и сказала, что звонили из еврейской ассоциации «Сохнут» и рассказали о программе, которая позволяет ученикам, идущим в 9-10 классы, продолжить обучение в Израиле. Согласилась. 

Пришлось пройти различные тесты, которые не гарантировали, что меня возьмут в программу. Но повезло. Согласилась на эту программу, т.к. видела много перспектив своего будущего. Программа позволяет закончить школу в Израиле, сдать экзамены и получить аттестат зрелости. Так же получаю гражданство, со всеми соответствующими возможностями.

Чувства о переезде в другую страну. Незнание языка 

До самого конца (пока не прилетела в Израиль), не верила, что улетаю из страны, где выросла и начинаю новую жизнь в совершенно незнакомом месте. Языка не знала. Очень помогло то, что программа рассчитана на это и первый год все ученики проходят курс иврита в школе (19 часов в неделю). Из-за этого времени на остальную школьную программу практически нет.

 Так же очень помогло то, что тут уже жила сестра, которая всегда поддерживала и постоянно показывала или рассказывала что-то новое об этой стране. Она же и была для меня переводчиком весь год.

Самые сложные моменты адаптации

Сложно жить обычной жизнью. Только после переезда поняла, какую значимую роль в нашей повседневности играет язык. Без него сложно даже в магазин сходить, не говоря уже про всё остальное.

Так же было и с одноклассниками. Нас всех привезли из разных стран, согнали в одно место и сказали: теперь это ваш дом, располагайтесь. Потом полезли приколы общажной жизни: тусовки по ночам, бытовуха и т.д.

Сюрпризом стало то, что жизнь в интернате не сказка. Да, о нас заботятся, дают всё необходимое, кормят и учат. Казалось бы: что ещё нужно?

 Но вот и обратная сторона медали: закрытая территория с высокими заборами, невозможность выйти за территорию без разрешения, которое невозможно получить. Выезд был только раз в неделю на выходные (для тех, кому было к кому ехать), если нет – погулять в соседнем городе до вечера и обратно в «тюрьму».

 Сложно было привыкнуть, что теперь ты 24/7 со своей группой и с еще тремя людьми в комнате (а не как в Беларуси, где родители специально выделили для тебя одного большую комнату), с которыми  засыпаешь и просыпаешься. Постоянный шум.

Общаться с носителями не сказала бы, что трудно. Страшно – да. Но не трудно. Если что-то очень нужно было – могла разговаривать на английском (да, мама была права и английский действительно нужен в жизни). Все израильтяне свободно разговаривают на нем. В самом крайнем случае – абракадабра пальцами тоже иногда может помочь.

  Мнение о белорусских школах

Плюсы белорусской школы начинались и заканчивались на том, что она на русском.

Не нравилось все. Меня душили правила, которыми нас обставили со всех сторон: это не носи, это не говори, так не думай, так не делай и вообще воспринимай учителей не иначе, как богов.

Я думаю , что это не плохо – дать свободу слова, действия и мысли ученикам. Не говорить: «ты неправильно решил эту задачу, как ты мог, ведь я показывала, как надо!». А сказать ребятам, чтобы они сами подумали своей головой и придумали решение задачи. Да, оно может быть неверным. Но оно уж точно не будет зашоренным.

 Не давать детям информацию, которой лет 50. Развиваться должны не только дети, но и взрослые, ведь многие из них остались во временах своей юности, где им привили границы, которых нужно придерживаться. Но никто не учитывает, что границы – это не двигатель прогресса и с ними мы будем стоять на одном месте.

Отличие израильских школ от белорусских

 В израильских школах учат думать. Не делать по шаблону, а именно думать. Не тратим время на бессмысленные действия. Например: на математике все ученики пользуются калькуляторами. Это помогает не заострять внимание на цифрах, а идти дальше.

Больше детей учится в одной школе. Даже несмотря на то, что тут три вида школ (детская, средняя и старшая), даже в одной параллели не пять классов, как мы привыкли, а 11. Тут на одном уроке могут сидеть ребята из разных классов одной параллели. Это сделано для того, чтоб каждый ученик учил тот уровень, что он хочет.

 Некоторые предметы распределены по уровням от 2 или 3 до 5. Например: математику и английский можно учить на самом низком (третьем) уровне, а можно и на пятом. Это зависит от того, насколько хорошо тебе дается предмет.

Также тут 100-балльная система оценок. И зачастую, вместо привычных в Беларуси, контрольных, где нужно очень много писать, делаем тесты. Но это работает так не всегда и не на всех предметах.

Самая классная вещь, которая есть в обучении Израиля – нет ничего окончательного, если есть желание. Даже если тебе не нравятся оценки или же ты просто не получил аттестат(да, если не сдал экзамен, можно аттестату помахать ручкой), то всё можно пересдать и переделать. Но да, это не бесплатно и нужно всё таки потрудиться, чтобы это получить

 Занятия начинаются у нас в 8:30. У нас есть только одна перемена на 10 минут и одна на 30. Учеба у израильтян заканчивается обычно в 14:30. Мы же могли учиться и до 18:30. Это происходило из-за того, что некоторые предметы они учили с определенного момента, а мы – нет. Приходилось их догонять, чтоб сдать экзамены

 Израиль – это страна, законы, история и быт которой тесно переплетены с религией. В школе религия – обязательный предмет. Даже если эта школа – светская. Есть даже экзамен по этому предмету. Также есть профили, которые каждый ученик должен выбрать, начиная с 10 класса.

 В моей школе из предметов, которых нет в Беларуси – это робототехника, искусство и программирование. На этих предметах мы строим и программируем роботов (это наши годовые проекты), рисуем картины и изучаем искусство в целом либо же учим и пишем коды на языке программирования. 

Есть также уроки гражданства. На них мы учим права Израиля. Это, конечно, не юрфак в университете, но основные свои права, как граждане этой страны, мы знаем.

  Каникулы у нас всегда в разные даты, т.к. они зависят от праздников. Тут очень много праздников, которые длятся несколько дней. Иногда неделю или больше. Вот когда они наступают – наступают и наши каникулы. Лето же для учеников начинается только в 20-х числах июня. Это конец года.

 Но экзамены для старших классов могут поставить и позже, учителя могут устраивать дополнительные занятия прямо до экзамена по этому предмету.

 Старост у нас нет. Нигде. Ни в общежитии, ни в школе. Они просто без надобности. Формальный и неформальный лидер только один– наш воспитатель.

Мнение о израильских школах

  Как я уже говорила: тут учат думать, а не делать по шаблону. Да, шаблон, это, конечно, проще, но еще и неинтересно. Мне также нравится, что определенного дресс-кода у нас нет. Есть только футболки или толстовки с эмблемой школы, которые мы должны носить, ну и не сильно короткие шорты. В остальном – кто как хочет, так и ходит.

Порой учителя перегибают с дедлайнами, несколько раз было так, что   к одному времени нужно было и проект по одному предмету сделать, и ответы на вопросы по другому, и подготовится к итоговой контрольной по третьему и т.д. это было сложно. А в остальном – всё прекрасно.

Успеваемость после переезда в другую страну 

 Сложно судить об успеваемости. Я просто стала учиться на тех уровнях, которые мне подходят, и выбрала профиль, который мне нравится. И сконцентрировалась на этом. 

У меня в расписании нет таких уроков, как география, биология, химия, физика, астрономия и т.д. Это позволяет мне не распылять свое внимание на предметы, которые мне не интересны.

Отношение израильских учителей к  ученикам 

 Учителя не считают себя богами и совершенно спокойно и с юмором признают свои ошибки. Они могут спросить у нас, как наши дела, помочь чем-нибудь, если есть какие-то проблемы или же рассказать о своих, а порой и просто принести на урок что-то вкусное, чтоб сделать нам приятно. Но это не значит, что мы не уважаем учителей. Просто это другое, более человеческое отношение друг к другу.

Время на школу и задания

  Школа всегда по-разному заканчивается, а домашнее задание у каждого может быть разным. Есть что-то, что задают всему классу, есть профильные задания и т.д.

Но важно отношение к этому: ученики понимают, что это нужно им, а не учителю. 

Преподаватель зачастую даже не проверяет задания. Если этот предмет тебе нужен, ты понимаешь, что это важно –  делаешь упражнения для себя. Если этот предмет никак не волнует или же ну очень уверен в своих силах и знаниях – можешь не делать.

Профориентация 

Профориентации у нас нет. Думаю, это связано в принципе со всем отношением к высшему образованию и выбору профессии. В Беларуси от учеников уже в конце 9 класса требуют, чтобы выбрали свой профиль, чтобы потом пойти по этому профилю в университет. Поэтому так много людей, которые не работают по профессии или же просто недовольны своей работой. 

В Израиле всё гораздо спокойнее проходит. Тут ребята только в 27 лет могут начать думать о том, где бы им хотелось работать и какой профиль в университете им нужен. Но зато это уже действительно взвешенное и обдуманное миллион раз решение, о котором очень редко кто жалеет. 

До этого момента они могут работать официантами, консультантами в магазинах и т.д. А если учитывать то, что сразу после школы все (и девушки, и парни) идут в армию и выходят только в 20-22 года, они обычно берут себе некоторое время, чтобы просто отдохнуть. 

За это время очень многие решают начать путешествовать по миру. И да, это всё, конечно же, без родительской помощи. Одним словом, жизнь тут более размеренная и никто на тебя косо смотреть не будет, если в твои 25 ты ещё не с дипломом и не с тремя детьми за спиной.

Обучение жизненным навыкам в израильских школах

  Смотря, что считать жизненными навыками. У нас есть уроки, где мы учим свои права, законы страны и т.д. Самые базовые знания, но они необходимы.

 Во время классных часов мы можем обсуждать очень щепетильные темы: сексуальное домогательство и что это вообще такое, образование и что мы по этому поводу думаем, выборы (как они проходят и что мы думаем о кандидатах), но учителя не могут говорить, за кого они хотят проголосовать– это считается рекламой.

 И многие другие темы. А вот если считать жизненными навыками знания, как заплатить за квартиру, где ее искать и что-то в этом роде, то мы это всё испытываем на своей шкуре. Но на эти темы мы очень много разговариваем на последнем году обучения в общежитии с воспитателями. В основном от них мы узнаем, что, куда и как.

Да, школу и общежитие мы разделяем, т.к. они никак не связаны между собой, кроме как территориально.

Мероприятия для сплочения класса

   Все мероприятия подобного рода проходили в первый год обучения. Воспитатели несколько раз в неделю устраивали какие-то мероприятия, где ребята должны были работать в команде, приоткрывать свою душу тому, с кем в обычной жизни не общаемся и многое другое. 

Также у нас раз в месяц есть выходные, когда все остаёмся в общежитии и в эти дни устраиваются различные соревнования между группами, викторины и т.д. Так же в такие выходные одна из групп должна сделать выступление на какую-нибудь тему и показать это в столовой. Темы и группы всегда разные.

Требования к дресс-коду, поведению

  В школе, как я уже сказала, мы просто должны ходить в футболке (летом) и в свитшоте (зимой) с эмблемой школы на груди. На этом дресс-код заканчивается.

 В общежитии тоже всё логично: не употреблять ничего незаконного. Если воспитатели найдут или словят – наказание. Сигареты отбирают и дают какое-то наказание. А вот за алкоголь на территории общежития можно и к директору на ковер попасть. Ах, да, энергетики тоже запрещены.

 Мнение об изменении образования в Израиле

 Ничего бы не меняла. Скорее наоборот – белорусским школам есть чему поучиться у израильских.

Разница в обучении в Израиле с 1 класса и с 10

  Если учиться с первого класса, то просто добавляется больше возможностей по предметам: можно выбрать другие профили, т.к. таким ребятам, как я, кто учится с 10 класса, не все профили доступны. Просто не сможем догнать программу. Ну и с ивритом полегче будет. А в остальном – не считаю, что есть какие-то существенные отличия.

Эвелина Шаманкова 

Интервью в рамках проекта «Мониторинг и оценка школьного образования Беларуси» при поддержке  EaP Civil Society Facility и Eap Fellowship 2020

Похожие записи

Верх