«Открытость и прозрачность — это наше оружие»

survey-1594962_960_720

На Общероссийском гражданском форуме #ОГФ2017 состоялось одно из наиболее продуктивных и широких обсуждений проекта рекомендательного стандарта информационной открытости некоммерческих организаций. Инициаторами разработки стандарта стали АГО «Форум Доноров», АНО «Инфокультура» и Фонд Кудрина. Модератором публичной дискуссии выступила руководитель проектов Форума Доноров Эльвира Алейниченко.

 

Открыл обсуждение один из авторов проекта стандарта, руководитель АНО «Информационная культура» Иван Бегтин. НКО-сектор, по его мнению, надо делить на государственный (который стал особенно прозрачным в последние годы) и негосударственный.
Обосновывая актуальность рассматриваемой проблематики, Иван отметил, что поток требований по открытости продолжает увеличиваться прежде всего для бюджетных учреждений. В то же время сегодня есть НКО, которые получают многомиллионные гранты и при этом могут не иметь ни сайта, ни одного отчета. Продолжая предупредительную риторику, эксперт рассказал о том, что сегодня некоторые начинают использовать форму АНО для выхода из-под законодательства о закупках.
«Нам сегодня уже стыдно критиковать государство, не выполняя самим минимальных требований по открытости. Поэтому, в том числе, наш новый проект, получивший президентский грант, мы будем реализовывать максимально прозрачно», — пообещал Иван Бегтин.

Среди экспертов, предложивших внести некоторые изменения в существующий проект стандарта, Елена Альшанская, президент БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам»: «Нет никакого единого НКО — это тысячи разных типов. В этом смысле необходимо диверсифицировать некоммерческий сектор: ряд требований нецелесообразно, невозможно предъявлять к маленьким организациям в глубинке. Требования к частным фондам должны быть одними, к НКО-грантополучателям — другими, к тем, кто не получал бюджетных средств — третьими».

Эксперт КГИ Вячеслав Бахмин поддержал идею о неоднородности третьего сектора. «Пока мы не разобъем некоммерческий сектор на отдельные структуры, мы не сможем продвинуться даже в его понимании». Прозрачность, по замыслу Бахмина, нужна для того, чтобы понять наш третий сектор, чтобы определить серый сегмент НКО и тех, кто работает на публичное благо». «Открытость и прозрачность — это наше оружие. Расправиться с прозрачной организацией практически невозможно».

Чтобы повысить доверие к себе, разрушить все сложившиеся в обществе стереотипы, сам сектор должен рассказывать о том, чем он занимается и сколько тратит на это денег, уверен Дмитрий Поликанов, Президент Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение». Он кратко представил основные положения разработанного стандарта.
Так, для маленьких или молодых НКО, возможно, будет достаточно опубликовать базовую информацию о направлении работы, сотрудниках организации.
Если она готова раскрыть больше информации о себе, необходимо представить данные о финансовых показателях, о составе управленческих органов. Высший уровень прозрачности предполагает раскрытие протоколов решений органов управления, информации о конфликте интересов. Проект стандарта информационной открытости НКО доступен по ссылке http://www.donorsforum.ru/projects/tochka-otschyota/informatsionnaya-otkrytost/.
«Надеемся, что и государственные, и частные грантооператоры при распределении средств будут учитывать уровень и качество раскрытия информации. Мы постараемся благодаря этим инициативам сделать открытость нормой жизни», — подытожил Председатель Совета Форума Доноров.

Ольга Башкирова, директор БФ «РЕНОВА», подтвердила справедливость слов Дмитрия в отношении востребованности открытости данных о НКО для установления устойчивых коммуникаций.
«Как корпоративный фонд, мы предъявляем определенные критерии для наших партнёров для реализации проектов. Уровень прозрачности становится конкурентным преимуществом, которое показывает, в том числе уровень развития организации. Кроме того эта информация позволяет понять, насколько при реализации стратегии фонда или компании мы можем положиться на ту или иную НКО».

Примеряя требования стандарта на свой фонд, Ольга отметила, что корпоративные фонды, вопреки расхожему мнению, создаются не для ухода от налогов, а для того, чтобы сделать благотворительную деятельность компании максимально прозрачной.

По мнению участников из регионов, их организации, вопреки опасениям ряда экспертов, готовы к следованию принципам открытости на федеральном, конкурентном уровне. «Мы делаем отчеты, чтобы с их помощью показать людям, какую работу мы ведем», — этими словами завершила дискуссию Зинаида Тикунова (Омский ресурсный центр).

 

 

Похожие записи

Верх