Объявлены победители конкурса «Лидеры корпоративной благотворительности»

Screenshot_1

Десятый ежегодный исследовательский проект завершился ​13 декабря: торжественной церемонией награждения победителей конкурса и экспертной дискуссией о месте российского бизнеса в достижении целей устойчивого развития ООН.

Юбилейные «Лидеры корпоративной благотворительности » принесли много неожиданных результатов: это и рекордные благотворительные бюджеты, и высокое внимание к вопросам оценки программ, но главное, по словам жюри, ­— это «сближение» оценок первой тридцатки и несколько параллельных победителей в номинациях.
Инициаторы проекта (Форум Доноров, газета «Ведомости», PwC) постоянно совершенствуют методологию, но качество благотворительных и социальных программ компаний, уровень конкуренции растут такими темпами, что зачастую не удается выделить безусловного «лидера». Так, анкета 2009 года содержала 33 вопроса, а анкета 2017 года — уже 50 вопросов, структурированных в рамках шести последовательных разделов: общая информация о компании, концепция и стратегия, финансовые показатели, управление и процессы, результаты и перспективы, информационная политика. Изменения в анкете обусловили появление в этом году 2 специальных призов и 2 дополнительных номинаций. В состав жюри конкурса входят признанные эксперты, представители от бизнеса, академического сообщества, а в рамках экологической номинации в этом году был создан специальный экспертный совет, который выбирал из заявок самые перспективные, с артикулированной экологической составляющей.

  • В исследовании 2017 г. приняли участие 52 компании, которые предоставили данные о благотворительной деятельности за 2016 г.  Наиболее широко были представлены добывающие и металлургические компании, химическая и нефтехимическая промышленность, компании розничной торговли, производители товаров повседневного спроса, а также компании, работающие в области информационных технологий, телекоммуникаций и связи. Участники исследования в совокупности поддерживают более 1,2 млн рабочих мест.
  • Практически все компании-респонденты (94%) отмечают необходимость решения выбранных ими социальных проблем (данную цель можно проследить даже через перечисление набора программ). Более половины компаний (58%) считают важным повышение устойчивости бизнеса за счет развития регионов присутствия. Они отмечают значимость «благоприятного климата» в регионах операционной деятельности, «интеграции компании в локальное окружение», а также «перехода от дарения к социальным инвестициям» в регионы.
  • Более 80% компаний-респондентов отметили важность таких стейкхолдеров как акционеры, сотрудники, благополучатели, местные сообщества и некоммерческие организации. Три из пяти наиболее популярных групп заинтересованных сторон были также выбраны в качестве ключевых — акционеры, благополучатели и местные сообщества. Некоммерческие организации, в свою очередь, выделяются компаниями за «уникальный опыт и профессионализм», «понимание актуальных проблем социально незащищенных групп», «поддержку на местах».
  • Бюджет на благотворительную деятельность большинством компаний-респондентов определяется в рамках фиксированной суммы на год (85%). Помимо фиксированного бюджета, около трети компаний предполагает возможность выделения дополнительных средств под конкретные запросы или в случае чрезвычайных ситуаций (в частности, стихийных бедствий, необходимости срочного лечения).
  • При этом расходы на благотворительность почти всегда производятся в денежной форме (91% компаний-респондентов), в меньшей степени — в натуральной (60%) и только в четверти случаев (25%) — в формате предоставления услуг компании или времени сотрудников.
  • Совокупный объем расходов компаний, участвующих в проекте, на благотворительную деятельность увеличился более чем в два раза. Таким образом, 46 компаний в 2016 году инвестировали почти 43,9 млрд рублей. Максимальный объем финансирования в исследовании 2016 г. был заявлен компанией ПАО «ГМК «Норильский никель» и составил 7 млрд руб., что на тот момент являлось наивысшим показателем за все годы проведения опроса. В этом году сразу две компании превысили эти показатели: АЛРОСА вложила в «социалку»11 млрд руб., а «Норильский никель» – 10,9 млрд руб.

По итогам работы экспертного жюри был определен рэнкинг компаний — ТОП-3:

  1. ПАО «Северсталь»
  2. Компания «МЕТАЛЛОИНВЕСТ»
  3. ОК РУСАЛ

«Самый главный итог десяти лет существования проекта в том, что благодаря ему компании стали более осмысленно подходить к устойчивому развитию, их программы КСО стали более эффективными, решающими проблемы вполне конкретных людей», — отмечает Глеб Прозоров, издатель газеты «Ведомости».
Лидеры корпоративной благотворительности работают по мировым стандартам публичной отчетности, имеют тесные международные партнерства, с легкостью включаются в достижение целей устойчивого развития, обозначенных ООН. О роли российского бизнеса в глобальной повестке эксперты поговорили в преддверии торжественной церемонии. PwC проанализировали более 400 отчетов компаний в области устойчивого развития и нашли, что уже в 60% из них находит отражение концепция целей устойчивого развития ООН (ЦУР ООН). Среди российских компаний эта цифра пока не превышает 30%. Елена Феоктистова (РСПП) так видит эту цифру: «20% — это ядро российского бизнеса, лидеры. Еще 10% — это близко подходящий к ним резерв, который при определенных усилиях войдет в топ. А дальше мы, к сожалению, фиксируем очень большой разрыв. Таким образом, мы хорошо начали, но мы еще в самом начале пути».

 

Представитель компании-победителя прошлого года Наталья Гончар (Сахалин-Энерджи) успокоила присутствующих: никто не ожидает исполнения от отдельной компании всех 17 целей — это вопрос приоритета ее деятельности. Но облегчающие этот процесс механизмы уже созданы: «компас» ЦУР — с конкретными шагами и рекомендациями; платформа глобального договора и другие площадки. Самое главное, что общественный запрос, по мнению Ирины Жуковой (Филипп Моррис), уже есть: «Потенциальные кандидаты стали спрашивать нас о том, что делает наша компания в области устойчивого развития территорий. Таким образом, актуализировавшаяся дискуссия вокруг ЦУР ООН отражает не какой-то внешний тренд, а четкий общественный запрос на необходимость осуществления программ в области устойчивого развития».

 

И компании активно следуют повестке: в «Северстали», по словам Натальи Поппель, уже второй месяц ведутся непрерывные брейнсторминги о том, как включить 169 пунктов из ЦУР ООН в стратегию и тактику организации. Кто-то, не тратя время на глубокую оценку рисков, действует инновационно и решительно: Ольга Башкирова (БФ «РЕНОВА») рассказала участникам о практике одной из компаний-партеров, которая автоматизировала анализ достижения ЦУР и через электронную платформу учитывает вклад каждого сотрудника-волонтера в достижение заявленных целей устойчивого развития. «Из советского прошлого нам досталось социально ответственное государство, но перед планетой в целом стоят огромные вызовы и колоссальные гуманитарные проблемы, и бизнес способен оказать ощутимую помощь в их решении», — резюмировала Наталья Поппель, посол в благотворительности в 2017 году.

По словам Председателя Совета «Форума Доноров» Дмитрия Поликанова, в следующем году «Лидеры корпоративной благотворительности» впервые пройдут в регионах России: в качестве пилотных округов для тиражирования модели развития культуры корпоративной благотворительности выбраны Сибирь, Урал и Северо-Запад. Прием заявок от компаний начнется уже весной.

 

 

Победители конкурса благотворительных программ — 2017

 

КомпанияНазвание программыМесто
Лучшая программа, способствующая развитию инфраструктуры деятельности некоммерческих организаций, благотворительности и добровольчества в регионе присутствия компании
ПАО «Сибур холдинг»Формула хороших делПервое
ПАО «Газпром нефть»Город своими руками (в г. Ханты-Мансийск)Второе
KPMG (АО «КМПГ»)Поддержка социально ориентированных некоммерческих организацийТретье
Лучшая программа (проект), раскрывающая принципы социальных инвестиций компании
Холдинг «Металлоинвест»Сделаем вместе!Первое
АО «Минерально-химическая компания «Еврохим»Качественная среда для жизниПервое
АО «Объединенная металлургическая компания»Начни свое делоВторое
Группа «Мегафон»Живем по-настоящемуВторое
ПАО «Фосагро»Наши любимые городаТретье
Лучшая программа (проект), способствующая развитию волонтерства в России
ПАО «Горно-металлургическая компания «Норильский никель»Комбинат добраПервое
KPMG (АО «КМПГ»)Детский интегративный лагерь ЦЛП на ВалдаеВторое
АО «Минерально-химическая компания «Еврохим»Молодежное волонтерское движение в г. Котельниково Волгоградской областиТретье
Лучшая программа (проект), способствующая развитию образования в России
JTI (ООО «Дж. Т. И. Россия»)Универсальный дизайнПервое
Компания «Эксон Нефтегаз Лимитед»«СТЕМ: точные науки для школьников и студентов»Второе
ПАО «Газпром нефть»Математическая прогрессияВторое
ПАО АФК «Система»Лифт в будущее — таланты для наукоемких областейТретье
Лучшая программа (проект), направленная на поддержку современного искусства и культуры
ПАО «Северсталь»Музеи Русского СевераПервое
ПАО «Газпром нефть»Фестиваль уличного искусства «Стенограффия»Второе
Samsung Electronics (ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани»)Мобильное приложение «Живые страницы»Третье
Лучшая программа, направленная на продвижение идей благотворительности в обществе
ПАО «Горно-металлургическая компания «Норильский никель»Школа городских компетенцийПервое
JTI (ООО «Дж. Т. И. Россия»)Job That InspiresВторое
Группа компаний «Дикси»Продукты в помощьВторое
За подход к оценке социальных результатов благотворительных проектов и программ
Аффилированные компании «Филип Моррис Интернэшнл» в РоссииПервое
ПАО «Ростелеком»Второе
ПАО «Газпром нефть»Третье
Информационная открытость благотворительной деятельности
ОК РУСАЛПервое
ПАО «Газпром нефть»Второе
АО «Объединенная металлургическая компания»Третье
АО «Сибирская Угольная Энергетическая Компания»Третье
Лучшая программа (проект) в сфере экологии
ПАО «Фосагро»Проект «Фосагро», ЮНЕСКО и IUPAC «Зеленая химия для жизни»Первое
ПАО «Северсталь»Чистая металлургияВторое
ООО «Объединенные пивоварни Хейнекен»Чистые берегаТретье
Специальные призы
ЗАО «Русская медная компания»За наибольший прогрессСпециальный приз газеты «Ведомости»
ПАО «Ростелеком»За концепцию и стратегию корпоративной благотворительностиСпециальный приз компании PwC
АО «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК)За эффективность управления благотворительными программамиСпециальный приз «Форума доноров»

 

 

Рэнкинг «Лидеры корпоративной благотворительности»-2017

1ПАО «Северсталь»18СИБУР35ПАО «СинТЗ»
2Компания «МЕТАЛЛОИНВЕСТ»19МХК «ЕвроХим»36KPMG
3ОК РУСАЛ20ПАО «ФосАгро»37АЛРОСА
4АФК «Система»21Samsung Electronics Russia38Группа компаний «ДИКСИ»
5ПАО «Ростелеком»22Арконик Россия39ПАО  «ПРОТЕК»
6ПАО «Газпром нефть»23MAYKOR40ИКЕА
7JTI24Группа компаний «Детский мир»41ЕВРАЗ
8Аффилированные компании «Филип Моррис Интернэшнл» в России25Компания HEINEKEN в России42«Русский стандарт»
9ПАО «МТС»26Unilever43«Группа компаний «Титан»
10ПАО «ГМК «Норильский никель»27АО ЮниКредит Банк44LG Electronics Rus
11ПАО «Трубная металлургическая компания»28ООО «Амвэй»45Mars
12PepsiCo Россия29Efes Rus46АО «ОХК «УРАЛХИМ»
13АО «Сибирская Угольная Энергетическая Компания»30Mail.Ru Group47АО «ВТЗ»
14«Эксон Нефтегаз Лимитед»31Русская медная компания48Компания Mary Kay®, Россия
15АО ОМК32Ситибанк49P&G
16Банковская группа ЗЕНИТ33ООО «АШАН»50АО «Орский машиностроительный завод»
17ПАО «МегаФон»34Sodexo50ПАО «ТАГМЕТ»
50ООО РПК «ПрессКорп»

 

Похожие записи

Верх