Индия: опыт законодательного стимулирования корпоративной филантропии

henna-691901_960_720

Скоро будет пять лет, как крупный индийский бизнес живет в режиме обязательной корпоративной социальной ответственности (КСО), которая содействует отказу от практики «выписывания чеков на добрые дела» и помогает компаниям осваивать стратегические подходы к благотворительности.

Эксперты международного уровня и консультанты фирмы Samhita (г. Мумбай) анализируют трудности и положительные моменты эволюционного процесса и рассказывают о том, как новый формат КСО влияет на социальный сектор и развитие страны в целом:

  • Сколько, кому и где: плюсы и минусы. Согласно данным платформы NGOBox, 369 опрошенных компаний в 2017/18 финансовом году израсходовали по статье «КСО» около 1, 2 млрд долларов. Третья часть этой суммы была направлена в сферу образования, и еще четверть – на развитие здравоохранения и реализацию проектов категории WaSH (Water, Sanitation, Hygiene/«Вода, санитария, гигиена»). Результаты исследования, проведенного командой Samhita два года назад, говорят о том, что с момента принятия изменений к Закону о компаниях (2013 г.) этот расклад существенно не изменился. Большим минусом является то, что правозащитные инициативы, отстаивающие права женщин, мигрантов, небольших племен и других уязвимых групп населения, получают самую незначительную поддержку. Такое положение дел объясняется тремя причинами: отсутствием у компаний опыта работы с НКО-сектором, трудностями мониторинга проектов, содействующих социальной справедливости, и нежеланием портить отношения с государством и другими рыночными игроками. Стратегические подходы к политике КСО тоже достаточно редки, и усилия корпораций в основном направлены на выполнение требований законодательства (compliance). Географическое распределение ресурсов тоже выглядит неравномерно: Центр и Север получают намного больше, чем аграрный Юг.
  • Рост численности фондов и признаки прогресса. Тем не менее, уже появляются программы КСО, которые можно смело назвать точками роста. Это, например, усиление гражданских объединений в сельскохозяйственных районах Индии при активном содействии со стороны строительной компании Larsen & Toubro или долгосрочный проект по предотвращению рабства в Азии, выполняемый фондом международной группы банков Macquarie Group Ltd (The Macquarie Group Foundation). Также немаловажно, что после 2013 года в стране почти удвоилось число корпоративных фондов, и сегодня база данных на веб-сайтеcivilindia.com насчитывает 187 таких организаций. Бизнес считает, что создав фонды, он получает новые перспективы для «пиара», развития диалога с государством и гражданским обществом (ГО), а также выходы к бюджетным ресурсам. Так или иначе, но социальная сфера и НКО от этого пока выигрывают: инвестиции в социальные программы почти удвоились, а 85,9% крупных компаний начали вовлекать в программы для местных сообществ небольшие НКО. Анализ отчетов о КСО за 2017 год, проведенный экспертами KPMG (CSR Reporting Survey), показал, что 100 крупнейших корпораций относятся к своей социально значимой практике очень серьезно, требуют от НКО подтверждения эффективности, и стремятся к развитию межсекторного сотрудничества.
  • Отрицательные тенденции и политические нюансы. Размышляя о нежелательных последствиях законодательного эксперимента, обозреватели отмечают, что корпорации нередко определяют свои приоритеты с оглядкой на правительство и направляют средства на оказание прямых услуг в ущерб долгосрочному, стратегическому подходу к поддержке ГО и различных видов «адвокации» (advocacy). Это наблюдение очень хорошо иллюстрирует Национальная политика в сфере здравоохранения (The National Health Policy), которая в значительной мере осуществляется силами делового мира, но основные лавры почему-то достаются государству.

Исследователи и обозреватели увидели много слабых мест в развитии КСО индийских компаний, но, вместе с тем, оказались единодушны в том, что государственно-частные партнерства, оснащенные современными технологиями, могут привести к радикальным переменам в стране и повысить качество жизни значительной части населения. Мощная «ресурсная инъекция» в виде корпоративного вклада в социальную сферу со временем усилит некоммерческий сектор, а опыт работы с общественными организациями со временем появится.

 

По информации партнёра SocNews.by «Эволюция и филантропия»

Похожие записи

Верх